Беспикетная разбивка трассы автомобильных дорог
Использование электронных тахеометров даже в рамках традиционной технологии производства проектно-изыскательских работ позволило в значительной степени изменить технологию инженерно-геодезических работ на изысканиях. А использование системы нивелировки "САУРО" на автогрейдерах и асфальтоукладчиках перейти на совершенно новый уровень строительства дорог.
Возможности современных электронных тахеометров отечественного производства (например, ТаЗМ, ЗТа5) таковы, что при использовании единственного прибора можно сразу заменить несколько основных технологических цепочек, используемых в рамках традиционной технологии изысканий автомобильных дорог.
Средняя квадратическая ошибка измерения вертикальных углов ± 6" позволяет осуществлять тригонометрическое нивелирование трассы с точностью, существенно превышающей нормируемую допускаемую точность двойного геометрического нивелирования автомобильных дорог ± 100, мм. Таким образом, использование электронных тахеометров для нивелирования может успешно заменить технологию продольного геометрического нивелирования трасс автомобильных дорог, а возможность непосредственного определения не только превышений, но и сразу высот точек с записью на магнитные носители информации исключает все рутинные операции, связанные со считыванием отсчетов, записью в полевые журналы и их последующей ручной обработкой. Это обеспечивает существенное повышение производительности полевых работ, при одновременном резком повышении качества результатов полевых измерений.
Таким образом, использование электронного тахеометра как основного геодезического прибора при производстве изыскательских работ в рамках традиционного проектирования позволяет заменить следующие обязательные технологические цепочки: трассирование; разбивку пикетажа; съемку притрассовой полосы; продольное нивелирование по оси трассы; разбивку и съемку поперечников.
Использование электронных тахеометров при изысканиях трасс автомобильных дорог может быть полным, когда заменяются все перечисленные выше технологические цепочки, или частичным, когда трассирование автомобильной дороги уже выполнено. В последнем случае электронным тахеометром осуществляют только измерение длин линий по трассе (взамен разбивки пикетажа) и тригонометрическое продольное нивелирование трассы (взамен двойного геометрического). Возможна также схема использования электронного тахеометра для трассирования автомобильных дорог с обозначением характерных точек местности вдоль трассы сторожками и точками с надписью на сторожках расстояний от прибора, используя для связи портативные радиостанции типа «Alan 39» и т. д. При этом осуществляют также съемку притрассовой полосы. В этом случае продольное нивелирование трассы может быть выполнено традиционным двойным геометрическим нивелированием. Нивелировщик пршедший дистанционные курсы по гидравлике, будет просто незаменим в любой дорожной организации.
При трассировании автомобильных дорог с использованием электронного тахеометра учитывают следующие особенности:
- расстояния между станциями (стоянками прибора) при вешении длинных прямых принимают не более 500—700 м (максимальное расстояние при работе с малым отражателем);
- вынос очередной станции осуществляют откладыванием угла 180° по лимбу горизонтального круга при двух кругах теодолита. В грунт забивают надежные сторожок и точку. Над точкой устанавливают на подставке и штативе малый отражатель, который центрируют и приводят в отвесное;
- по длине каждого участка трассы устанавливают заменки с интервалами;
- вывешение линий между станциями с установкой заменок ведут с помощью тахеометрической вехи с малым отражателем с одновременным производством тригонометрического продольного нивелирования трассы. Допускается вешение линий с использованием обычных дорожных;
- на вершинах углов поворота измерения углов производят как обычно обязательно полным приемом.
При тригонометрическом продольном нивелировании трассы с помощью электронного тахеометра учитывают следующие особенности:
- передачу высот со станции на станцию осуществляют при двух кругах теодолита. При этом учитывают поправку на разность высот прибора и малого отражателя на штативе;
- при нивелировании в абсолютной систем* высот на каждой станции вводят в память электронного тахеометра абсолютную высоту соответствующей станции. В этом случае в ходе последующего нивелирования сразу получают абсолютные высоты всех характерных точек трассы;
- нивелирование ведут с использованием малого отражателя, установленного на телескопической тахеометрической вехе. Перед началом нивелирования на каждой станции высоту отражателя на тахеометрической вехе устанавливают равной высоте прибора;
- при продольном нивелировании трассы определяют высоты следующих характерных точек, которые обозначают на местности сторожками или сторожками и точками: характерные переломы местности; точки местности с шагом не менее 80—100 м; границы угодий; точки пересечения воздушных и подземных коммуникаций; пересекаемые дороги; наинизшие точки в логах; урезы воды постоянных водотоков; точки, в которых необходима съемка поперечников; главные точки трассы (начало и конец переходных, круговых кривых и точки середины кривых);
- продольное нивелирование ведут при основном круге теодолита с занесением результатов измерений в полевой журнал или с записью результатов измерений в электронный полевой журнал на магнитные носители;
- разбивку горизонтальных кривых осуществляют с одновременным нивелированием на кривых характерных точек трассы. Разбивку кривых на открытой местности, как правило, осуществляют способом полярных координат с установкой тахеометра на вершине угла или в главных точках трассы. В закрытой местности разбивку горизонтальных кривых обычно осуществляют методом прямоугольных координат.
Если трассирование дороги осуществляют самостоятельным этапом, то одновременно целесообразно осуществлять разбивку и обозначение характерных точек трассы, разбивку горизонтальных кривых и съемку притрассовой полосы.