Белгидросила
Ремонт гидравлики и оборудования
  • 220073, Беларусь, Минск, ул. Кальварийская 37 корп. 2 каб. 201
  • Время работы:
  • +375 (17) 259-86-20
  • +375 (29) 705-87-57
  • +375 (29) 103-23-91

Справочник дорожной терминологии

Справочник дорожной терминологии

Автоматизация проектирования - проектирование автомобильных дорог и мостов с широким использованием компьютеров и математических методов. Позволяет ускорить процесс проектирования и принятие оптимальных решений на основе проработки большого числа вариантов.

Автоматицация строительства дороги - применение на автогрейдерах, асфальтоукладчиках, бульдозерах, фрезах систем автоматической нивелировки "САУРО".

Аэросъемка - процесс получения изображения местности с воздуха. Выполняется с помощью фотоаппаратов - аэрофотосъемка, специальных электронных устройств - цифровая аэрофотосъемка, радиолокационных аппаратов - радиолокационная аэрофотосъемка.

Аэрофотоизыскания - комплекс работ по изысканию трассы, выполняемый для проектирования дорог на основе аэрофотосъемок местности. По методам выполнения подразделяются на аэрофототопографические, стереофотограмметрические и комбинированные.

Балкон - поперечный профиль дороги в горной местности на подходах к мостам или участках с крутыми склонами, когда часть поперечного профиля расположена над склоном.

Барханы - подвижные скопления песков, навеянных господствующими ветрами. Имеют серповидную в плане форму высотой до 150 м. Наветренный (выпуклый) склон пологий (5...14°) и длинный, подветренный (вогнутый) крутой (до 30°) и короткий, переходящий в заостренные «рога». При устойчивых ветрах в одном направлении происходит поступательное движение барханов, при ветрах противоположных направлений в зависимости от их скорости возможны колебательные или поступательно-колебательные движения. Скорость перемещения барханов находится в прямой зависимости от скорости ветра и в обратной от высоты бархана.

Бассейн испарительный - искусственное или естественное понижение местности вдоль автомобильной дороги для сбора и последующего испарения поверхностных вод, в котором колебание уровня воды зависит от интенсивности испарения. Устраивается в степных районах и в равнинной местности, когда нельзя отвести воду от земляного полотна боковыми водоотводными канавами.

Биклотоида - кривая из двух клотоид одинаковой кривизны, которые в точке сопряжения имеют одинаковые меньшие радиусы и общую касательную.

Биссектриса кривой - отрезок прямой, соединяющий вершину угла поворота трассы с серединой кривой.

Бровка - линия пересечения плоскости откоса и поверхности земляного полотна в месте их сопряжения. По ней определяются рабочие отметки земляного полотна автомобильной дороги.

Вариант трассы - одно из нескольких решений проложения трассы.

Видимость встречного автомобиля - минимальное расстояние, обеспечиваемое геометрическими элементами дорог, необходимое для выполнения безопасного маневра обгона.

Видимость расчетная - минимальное расстояние видимости встречного автомобиля или поверхности проезжей части автомобильной дороги, обеспечиваемое для заданной расчетной скорости ее геометрическими элементами.

Вираж - односкатный поперечный профиль проезжей части с уклоном к центру кривой, устраиваемый на кривых малого радиуса. Устраивают для повышения устойчивости автомобиля на кривых. Возможно устройство ступенчатого виража с различными поперечными уклонами.

«Воздушная линия» - см. Коэффициент развития (удлинения) трассы.

Восстановление трассы - комплекс работ, выполняемых при закреплении на местности оси запроектированной трассы автомобильной дороги.

Вставка прямая - прямой участок трассы между соседними кривыми в плане.

Георадар - переносной (передвижной) радиолокатор, применяемый для проведения геоакустического зондирования верхних слоев подповерхностных сред.

Домер - разность длины двух тангенсов и длины круговой кривой при ее вписывании в угол поворота трассы, вводимая при разбивке пикетажа.

Закрепление трассы - комплекс работ по привязке точек трассы к существующим предметам на местности или специально установленным реперам.

Изыскания автомобильных дорог инженерные - исследования экономических, технических и природных условий, в которых будут осуществляться строительство и эксплуатация автомобильной дороги, с целью определения оптимального технико-экономического решения для проектирования, строительства и эксплуатации автомобильной дороги. Различают изыскания для составления схемы развития дорог, проекта дороги и разработки рабочей документации. Изыскания делятся на экономические и технические. Включают следующие этапы: подготовительный, полевой, камеральный.

Изыскания камеральные - один из этапов проектно-изыскательских работ по изучению картографических материалов, справочных данных, позволяющих наметить общее направление трассы.

Изыскания технические - комплекс изыскательских работ, включающий осмотр и инструментальную съемку местности, а также ее инженерно-геологическое обследование для установления направления трассы и разработки проекта дороги. Подразделяются на рекогносцировочные и подробные.

Изыскания технические подробные - комплекс детальных изыскательских работ, включающий производство на местности всех инструментальных съемок, измерений и обследований, необходимых для установления точного направления трассы и для составления проекта дороги со всеми сооружениями. При этом осуществляют трассирование, разбивку и закрепление на местности основного направления и вариантов трассы, выполняют инструментальные съемки намеченных планов и продольного профиля, производят подробные гидрологические, инженерно-геологические и грунтовые обследования, изыскания местных строительных материалов и базовых карьеров, собирают все данные для составления проекта организации работ и сметы, а также ведомостей отвода земель и сноса строений, осуществляют согласование трассы и отдельных проектных решений с заинтересованными организациями. Обычно подробные технические изыскания совмещают с разработкой проекта.

Изыскания технические рекогносцировочные - комплекс изыскательских работ по предварительному изучению местности вдоль трассы проектируемой дороги. При этом, как правило, прокладывают (по карте) предварительный вариант трассы с ориентировочным размещением дорожных сооружений, производят осмотр местности с установлением основных грунтовых и гидрогеологических условий трассы, а также занятости земель, намечают варианты трассы, расположение, конструкцию и размеры дорожных сооружений, определяют районы, подлежащие топографической съемке и аэрофотосъемке, собирают данные для предварительной оценки объема земляных работ.

Изыскания экономические - комплекс работ по сбору, обработке, систематизации и анализу исходных данных для обоснования и установления экономической целесообразности, очередности и стадийности строительства или реконструкции отдельных объектов дорожного строительства. Подразделяются на комплексные, включающие работы по технико-экономическому обоснованию дорожной сети административного или экономического района, и титульные, включающие работы по технико-экономическому обоснованию проекта отдельного объекта, намеченного к постройке или реконструкции.

Карст - процесс растворения и разрушения горных пород под воздействием движущихся подземных вод с образованием под поверхностью земли пустот и связанных с ними провальных явлений.

Клотоида - кривая, кривизна которой возрастает обратно пропорционально ее длине (R = A2/L). См. также Биклотоида.

Коэффициент заложения - характеристика крутизны откоса - отношение высоты откоса к его горизонтальной проекции - заложению.

Коэффициент использования грузоподъемности - отношение фактически перевезенной массы грузов к номинальной грузоподъемности автотранспортных средств.

Коэффициент неравномерности перевозок - отношение максимального объема перевозок за сутки или месяц к среднесуточным или среднемесячным размерам перевозок за год.

Коэффициент пробега - отношение количества автомобилей с грузом (пассажирами) к общему количеству автомобилей данной модели, прошедших через данное сечение дороги.

Коэффициент развития (удлинения) трассы - отношение действительной длины трассы к длине прямой линии, соединяющей заданные пункты («воздушной линии»). Является одним из показателей при сравнительной оценке вариантов трассы.

Кривая в плане - криволинейный участок дороги в плане, сооружаемый при изменении направления трассы. Может состоять из одной круговой кривой большего радиуса или нескольких кривых - круговой кривой и кривых с переменными радиусами (переходные кривые), которые, как правило, устраиваются при круговой кривой малого радиуса для улучшения условий движения.

Кривая в продольном профиле (вертикальная) - кривая, сопрягающая перелом продольного профиля при изменении уклона. Различают кривые: вогнутые, применяемые при переходе от спуска к подъему, а также при уменьшении уклона на спуске или увеличении на подъеме; выпуклые, применяемые при переходе от подъема к спуску, а также при уменьшении уклона на подъеме или увеличении на спуске.

Кривая вспомогательная - кривая между прямолинейным направлением трассы и прямой вставкой серпантины.

Кривая коробовая - кривая, состоящая из ряда круговых кривых с кривизной одного направления, которые в точках соприкосновения имеют общие касательные.

Кривая круговая - участок кривой в плане, представляющий собой дугу окружности.

Кривая основная - криволинейный участок серпантины, состоящий из круговой кривой и двух переходных, размещенных с внешней стороны угла поворота.

Кривая переходная - кривая, располагаемая между прямолинейным участком дороги и кривой в плане. Предназначена для плавного изменения кривизны оси дороги от 0 на прямолинейном участке до 1/R в начальной точке круговой кривой с радиусом R.

Кривые обратные - сопряженные кривые с различной по направлению кривизной.

Кривые односторонние - сопряженные кривые с односторонней кривизной.

Кромка проезжей части - линия, отделяющая проезжую часть от обочины.

Линия воздушная - прямая, соединяющая начальную и конечную точку трассы дороги.

Линия нулевых работ - вариант расположения трассы, при котором заданный проектный уклон дороги выдерживается без устройства насыпей и выемок.

Линия поверхности земли - линия, изображающая на продольном профиле вертикальную проекцию естественной поверхности земли по оси трассы.

Линия проектная - линия, изображающая положение бровки земляного полотна дороги на продольном профиле. Установление положения проектной линии по отношению к поверхности земли называется проектированием продольного профиля, или нанесением проектной линии.

Мари - болота, распространенные в районах вечной мерзлоты с границей на глубине 0,3-1,0 м.

Мерзлотный пояс - мерзлотная перемычка, вызывающая образование наледи на пути притекающей воды в стороне от дороги на безопасном для нее расстоянии. Простейший тип - расчищенная от растительности полоса земли (3...10 м). Более эффективно устройство канавы глубиной 1 м и шириной по дну 2...3 м.

Начертание сети дорог - графическое изображение проектируемой сети дорог.

Нивелирование - определение разности высот точек трассы.

Нормы проектирования - допускаемые значения технико-экономических показателей и параметров основных элементов дороги. Нормы дифференцированы в зависимости от категории дороги и особенностей автомобилей. По мере роста автомобильного парка страны, накопления опыта и развития научной базы проектирования и строительства дорог нормы периодически пересматривают.

Основная кривая серпантины - кривая, вписываемая в центральный угол серпантины.

Осыпь - длительное и непрерывное движение на крутых склонах массы продуктов выветривания скальных пород в виде крупнообломочного материала. Различают по степени подвижности.

Ось автомобильной дороги - условная линия, проходящая по середине проезжей части или разделительной полосы.

Ответвление соединительное - элемент пересечения или примыкания дорог в разных уровнях, предназначенный для сопряжения проезжих частей дорог между собой и перехода движения с одной дороги на другую. Существуют соединительные ответвления в виде левоповоротных и правоповоротных съездов.

Отгон виража - участок дороги, предназначенный для перехода от двускатного поперечного профиля проезжей части на прямолинейных участках к односкатному поперечному профилю на вираже.

Отметка нулевая - на продольном профиле точка с рабочей отметкой, равной нулю, - точка перехода продольного профиля дороги от насыпи к выемке.

Отметка поверхности земли - высота поверхности земли (в метрах и сантиметрах) над уровнем моря или некоторым условным уровнем.

Отметка проектная - высота проектной линии (бровки земляного полотна) на продольном профиле над уровнем моря или некоторым условным уровнем.

Отметка рабочая (высота насыпи, глубина выемки) - разность проектной отметки (бровки земляного полотна) и отметки земли по оси дороги.

Отметка руководящая - минимальное возвышение бровки земляного полотна над поверхностью земли, обеспечивающее снегонезаносимость земляного полотна и ее возвышение над источниками увлажнения в разных дорожно-климатических зонах.

Переезд железнодорожный - пересечение автомобильной дороги с железной в одном уровне, устраиваемое, как правило, вне пределов железнодорожных станций и маневровых путей. Переезды бывают регулируемые и нерегулируемые.

Перекресток - пересечение улиц в пределах населенного пункта.

Перелом проектной линии - точка пересечения прямых проектной линии при изменении продольных уклонов.

Пересечение дорог - узел автомобильных дорог, в котором сходящиеся дороги не прерываются и возможно сквозное движение по каждой из них. Пересечение дорог в зависимости от их значения и интенсивности движения устраивают в одном или в разных уровнях.

Пересечение дорог в одном уровне - вид пересечения дорог, в котором встречающиеся дороги и все специальные устройства для перевода движения с одной дороги на другую расположены в одном уровне. В зависимости от интенсивности движения пересечения дорог в одном уровне выполняют в виде простого пересечения дорог или сложного (канализированного) с применением комплекса специальных устройств (островков, переходно-скоростных полос) для повышения безопасности движения при разделении, слиянии и пересечении транспортных потоков.

Пересечение дорог в разных уровнях - см. Транспортная развязка.

Переход пешеходный - обустройство дороги, предназначенное для безопасного перехода дорог (улиц) пешеходами: специально выделенная поперечная полоса на проезжей части, обозначенная дорожными знаками и разметкой, подземный переход (тоннель) под автомобильной дорогой, надземный пешеходный путепровод.

Пикет - точка, фиксируемая на местности для нивелирования трассы. Различают собственно пикеты, располагаемые на нормальных расстояниях друг от друга (100 м), и плюсовые точки, расположенные между ними.

Пикет рубленый - пикет, длина которого не равна 100 м.

Пикетаж - комплекс работ, включающий промер длины трассы, разбивку трассы на пикеты, подготовку для нивелирования и съемку плана дорожной полосы - ситуации.

План дороги - горизонтальная проекция дороги со всеми сооружениями, расположенными на дороге.

План трассы - горизонтальная проекция оси дороги. Элементы плана трассы: прямые - расстояния от начала трассы до начала кривой или от конца одной кривой до начала последующей; углы поворота; кривые постоянного и переменного радиусов.

Плотность транспортного потока - количество автомобилей, приходящихся на единицу длины однородного по транспортно-эксплуатационным качествам участка дороги, обычно протяжением 1 км.

Подъем - отклонение проектной линии от горизонтали вверх.

Полоса варьирования - полоса местности, в пределах которой могут располагаться конкурирующие варианты трассы дороги.

Полоса движения - продольная полоса проезжей части, по которой происходит движение транспортных средств в один ряд. Ширину полосы движения рассчитывают по ширине расчетного автомобиля с учетом зазоров безопасности. Нормируется в зависимости от категории дороги.

Полоса движения дополнительная - полоса движения, устраиваемая путем уширения проезжей части и используемая как полоса отвода движения на затяжных участках подъемов при смешанном составе транспортного потока, а также как полоса разгона и торможения автомобилей, полоса слияния потоков и полоса разделения потоков на пересечениях и примыканиях.

Полоса краевая - уширение дорожной одежды на дорогах высших категорий с целью размещения на ней разметки для организации движения автомобилей и предохранения кромки дорожных покрытий от разрушения. Как правило, отличается цветом от проезжей части.

Полоса переходно-скоростная - полоса движения, устраиваемая для обеспечения разгона или торможения автомобилей при выезде из транспортного потока или въезде в общий поток, движущийся по основным полосам, преимущественно на пересечениях и примыканиях, а также в местах разворота автомобилей, у автобусных остановок и т. п. Устраивают двух типов: постоянной ширины параллельно основной проезжей части и с постепенным изменением ширины на длине отгона полосы.

Полоса разгона - переходно-скоростная полоса движения, устраиваемая на отдельных участках дороги (в районе пересечений и примыканий, автобусных остановок, бензозаправочных колонок и др.) и служащая для увеличения скорости автомобилей до скорости общего потока на соседней полосе движения для входа в него.

Полоса разделительная - полоса, разделяющая две смежные проезжие части дороги или два противоположных направления движения в целях предотвращения переезда автомобилей с одной проезжей части (полосы) на другую. Устраивают на дорогах I категории.

Полоса стоянки - полоса обочины с твердым покрытием, устраиваемая на дорогах высших категорий для остановки автомобилей.

Полоса торможения - переходно-скоростная полоса, устраиваемая на отдельных участках дороги, служащая для выезда автомобилей из общего потока с последующим снижением скорости без воздействия на основной поток.

Полоса укрепления - полоса с твердым покрытием, ограничивающая проезжую часть и, как правило, отличающаяся от нее цветом. Устраивается на обочине и разделительной полосе с целью повышения безопасности движения и предотвращения разрушения кромок проезжей части.

Полумост - поперечный профиль дороги в горной местности, когда пролетное строение располагается с одной стороны в полувыемке, а с другой опирается на опоры.

Понур - элемент плотины с верховой маловодопроницаемой противофильтрационной преградой в виде экрана, выполненного из маловодопроницаемого грунта, асфальтобетона, полиэтиленовой пленки и т. п.

Поток транспортный - одновременное движение по дороге большого числа автомобилей разных типов с разной степенью загрузки и в разном техническом состоянии.

Привязка трассы - комплекс работ по определению координат и отметок трассы относительно пунктов государственной опорной геодезической сети.

Примыкание дорог - узел автомобильных дорог, где к одной дороге примыкает в одном или разных уровнях другая дорога, не имеющая прямого продолжения и прерывающаяся в этом узле. В зависимости от категории сходящихся дорог и перспективы перевода примыкания в пересечение применяют различные типы примыканий дорог.

Прогнозирование интенсивности движения - установление перспективной интенсивности движения на основании изучения отчетных данных автотранспортных предприятий и непосредственного учета движения в районе прохождения проектируемой дороги с введением коэффициента прироста на перспективу. См. также Интенсивность движения расчетная, разд. 1.

Проезжая часть - основной элемент дороги, предназначенный для движения автомобилей. В зависимости от интенсивности движения проезжая часть может быть одно-, двух-, трех - и многополосной. Ширина проезжей части измеряется между кромками покрытия, зависит от категории дороги и числа полос движения.

Проект автомобильной дороги (технико-экономическое обоснование) - основной проектный документ на строительство автомобильной дороги, стадия разработки проектной документации. В проектах автомобильных дорог, зданий и сооружений на них с учетом инженерных изысканий и вариантных проработок уточняются решения, принятые в обосновании инвестиций по элементам, определяющим транспортно-эксплуатационные качества дорог (удобство, скорость, безопасность движения транспортных средств и др.) - по проложению дорог на местности, их параметрам по элементам плана, поперечного и продольного профилей, составу и размещению зданий и сооружений на них, технологии и организации строительства. Включает сводный сметный расчет стоимости строительства или реконструкции. Проект, утвержденный в установленном порядке и составе, является основанием для планирования и финансирования строительства (реконструкции) объекта, на который он разработан.

Проект индивидуальный - проект сооружения, разрабатываемый при отсутствии или невозможности применения типовых проектов, а также в случае необходимости высокого качества решений для наиболее ответственных и сложных объектов.

Проект типовой - проект сооружения, разработанный на высоком техническом уровне с учетом единой модульной системы и действующих стандартов на строительные изделия, утвержденный в установленном порядке и предназначенный для многократного применения проектными организациями путем привязки к конкретным условиям строительства.

Проектирование автомобильных дорог - процесс творческого характера на основе изыскательских работ, состоящий из комплекса расчетно-экономических и проектно-конструкторских работ, включающих выбор наиболее выгодного направления дороги, определение грузооборота, интенсивности движения, назначение категории дороги, определение соответствующих ее технических параметров, потребности в капитальных затратах, в основных строительных материалах и изделиях, рабочей силе, механизмах и транспорте, установление сроков и очередности строительства и сроков окупаемости капитальных вложений, размещение всех устройств и сооружений.

Проектирование вариантное - метод выбора оптимального решения по проложению трассы в целом или отдельных ее участков. Заключается в установлении возможных вариантов, сравнительной оценке каждого из них по принятым показателям и выборе наиболее целесообразного. Различают коренные варианты, касающиеся трассы или значительных ее участков между главными пунктами, указанными в проектном задании, и местные, распространяющиеся на отдельные короткие участки. Основой для сравнительной оценки вариантов являются экономические обоснования.

Проектирование ландшафтное - метод проектирования дорог, обеспечивающий плавность сопряжения между собой элементов дороги и гармоничное сочетание дороги с окружающей местностью.

Проектирование по обертывающей - метод проектирования проектной линии по возможности параллельно поверхности земли.

Проектирование по секущей - метод проектирования проектной линии, предусматривающий срезку возвышенностей рельефа местности с использованием грунта для отсыпки насыпей в пониженных местах.

Проектирование продольного профиля - установление положения земляного полотна дороги в продольном профиле по отношению к поверхности земли.

Профиль дороги поперечный - изображение в уменьшенном масштабе сечения дороги вертикальной плоскостью, перпендикулярной к ее оси. Элементы поперечного профиля: проезжая часть, обочины, разделительная полоса, водоотводные канавы, откосы и др.

Профиль дороги продольный - развернутая в плоскости чертежа проекция оси дороги на вертикальную плоскость. Элементы продольного профиля: кривые выпуклые и вогнутые, прямые горизонтальные и наклонные (подъемы и спуски).

Пункт грузообразующий - предприятие, организация, хозяйство, перевозки грузов которых будут осуществляться по проектируемой дороге.

Пункт грузопотребляющий - предприятие, организация, хозяйство, грузы в которые будут поступать по проектируемой дороге.

Пункт опорный - пункт, обусловливающий положение трассы проектируемой дороги (промышленные, политико-административные или культурные центры, транспортные узлы). Количество и характер пунктов зависят от народно-хозяйственного значения дороги.

Пункт пассажирообразующий - предприятие, организация, хозяйство, курорт, база отдыха и т. д., перевозки пассажиров которых будут осуществляться по проектируемой дороге.

Рабочая документация - стадия проектирования автомобильной дороги. В состав рабочей документации для строительства автомобильных дорог, зданий и сооружений на них входят: рабочие чертежи, разрабатываемые в соответствии с установленными требованиями (чертежи на элементы обстановки дорог, укрепительные сооружения, чертежи на устройства и сооружения, связанные с охраной природы и окружающей среды или рекультивацией земель, а также с охраной труда и безопасностью, чертежи, предназначенные для производства строительно-монтажных работ, установки различного оборудования, элементов конструкций и др.), объектные и локальные сметы; ведомости объемов строительно-монтажных работ, ведомости и сводные ведомости потребности в материалах; паспорта строительных рабочих чертежей; расчеты затрат труда и расхода основных материалов; расчеты показателей сметной стоимости и их изменение. Рабочая документация разрабатывается с учетом исходных данных, выдаваемых проектной организации заказчиком.

Радиус кривой в плане наименьший - радиус, при котором обеспечивается безопасное движение автомобилей с расчетной скоростью при чистом увлажненном покрытии, с устройством виражей и уширением проезжей части.

Развитие трассы - удлинение трассы между двумя точками с целью уменьшения продольного уклона. Производится на местности с большими уклонами поверхности земли, где для обеспечения заданного уклона требуется повышенный объем земляных работ.

Разделение транспортного потока - изменение направления движения части транспортного потока.

Район изысканий - производственно-территориальный комплекс, предположительно подлежащий обслуживанию проектируемой сетью автомобильных дорог или отдельной дорогой. При проектировании дорожной сети район изысканий охватывает всю административно-территориальную единицу (область, край, республику, экономический район), а также связанные с ней в производственно-транспортном отношении районы и города соседних административно-территориальных единиц. При проектировании отдельных дорог район изысканий, как правило, включает территорию, примыкающую к проектируемой дороге и ограниченную крупными естественными рубежами или ближайшими автомобильными дорогами, имеющими такую же или более высокую категорию.

Район тяготения - территория народно-хозяйственного комплекса, которая будет обслуживаться проектируемой сетью автомобильных дорог или отдельной дорогой. Для предварительной оценки в район тяготения включают весь район изысканий. Границы района тяготения уточняют по результатам обследований с выявлением транспортных связей, грузообразующих пунктов и перспектив их развития.

Расстояние видимости - расстояние до обнаруживаемых или рассматриваемых объектов. См. также Видимость расчетная.

Репер - исходная высотная точка, имеющая абсолютную или относительную отметку. Реперы устанавливают вдоль трассы вне зоны земляных работ. Различают постоянные реперы, которые устанавливают через 1...3 км.

Сводный сметный расчет стоимости строительства или реконструкции автомобильной дороги - обобщающий документ, определяющий сметную стоимость, составляемый по установленной форме и охватывающий затраты на все основные объекты и виды работ, включая подготовительные работы, временные здания и сооружения, резерв на непредвиденные работы и затраты, затраты на содержание дирекции (технический надзор) строящегося предприятия и авторский надзор, затраты на проектно-изыскательские работы, на подготовку эксплуатационных кадров и др.

Сель - грязекаменный поток, движущийся обычно по руслам горных рек или ручьев в результате предшествующего накопления продуктов выветривания и поступления воды.

Серпантина - вид кривой в плане, описываемой с внешней стороны угла поворота трассы между двумя ее направлениями, сходящимися под острым углом. Применяется, как правило, при проложении дорог в горной местности, на крутых горных склонах. В общем случае состоит из основной кривой, двух вспомогательных кривых и двух прямых вставок, устраиваемых между основной и вспомогательными кривыми.

Слияние потоков движения - объединение двух или нескольких потоков движения в один.

Смета объектная и локальная - основная часть сметной документации, разрабатываемая при проектировании согласно установленным формам. Сметная стоимость в составе рабочей документации определяется по прейскурантам, укрупненным показателям стоимости строительства на единицу объема или площади здания или протяженности линейного сооружения, дифференцированных в зависимости от их основных параметров, сметам к типовым и повторно применяемым экономичным индивидуальным проектам (объектам-аналогам), а при их отсутствии - по единичным расценкам и ценникам.

Сметная документация - часть общего комплекса проектной документации, определяющая сметную стоимость проектируемых автомобильных дорог, зданий и сооружений на них или их очередей строительства. В зависимости от стадии проектирования составляется следующая сметная документация: в составе проекта - сводный сметный расчет стоимости, сводка затрат, объектные и локальные сметные расчеты, сметы на проектные и изыскательские работы; в составе рабочей документации - объектные и локальные сметы; в составе рабочего проекта (при одностадийном проектировании) - сводный сметный расчет стоимости, сводка затрат, объектные и локальные сметы (объектные и локальные расчеты - для объектов с продолжительностью строительства свыше двух лет). В составе проектов и рабочей документации составляется также ведомость сметной стоимости строительства объектов, входящих в пусковой комплекс. К сметной документации в составе утвержденного проекта (рабочего проекта) разрабатывается специальная пояснительная записка, содержащая все исходные данные, принятые при разработке сметной документации.

Смещение кривой - расстояние, на которое смещается круговая кривая к центру окружности после размещения переходной кривой.

Сплавина (зыбун) - плавающее на поверхности воды сплетение корней и стеблей растений, имеющее толщину до 1-2 м.

Спуск (отрицательный уклон) - отклонение проектной линии от горизонтали вниз.

Стадии проектирования - порядок проектирования строительства и реконструкции дорог и дорожных сооружений. Установлены следующие стадии проектирования: проект (технико-экономическое обоснование), рабочая документация. Для объектов, строящихся по проектам массового и повторного применения и технически несложных, допускается разрабатывать на основе утвержденных (одобренных) обоснований инвестиций или имеющейся градостроительной документации сразу рабочую документацию (с включением в ее состав утверждаемой части).

Съезд (въезд) соединительный - элемент пересечения или примыкания дорог в разных уровнях, предназначенный для сопряжения проезжих частей дорог между собой и перевода движения с одной дороги на другую. Существуют лево - и правоповоротные съезды. Левоповоротный съезд соединяет проезжие части пересекающихся дорог и предназначен для последующего движения налево по пересекаемой дороге. Левоповоротный съезд может быть: прямым, при котором по ходу движения начало съезда располагается до места пересечения дорог в плане, а конец - после него (переход движения осуществляется поворотом налево); полупрямым, при котором начало и конец съезда расположены за местом пересечения дорог (переход движения осуществляется последовательным поворотом сначала налево, а затем совмещается с правоповоротным съездом); петлевым, при котором начало съезда располагается после места пересечения дорог, а конец - перед ним (перевод движения осуществляется поворотом направо). Правоповоротный съезд соединяет проезжие части пересекающихся автомобильных дорог и предназначен для последующего движения направо по пересекаемой дороге.

Съезд противоаварийный - тупиковый участок, примыкающий к дороге, располагаемый в пределах или в конце спуска, предназначенный для принудительной остановки транспортного средства в случае отказа его тормозных устройств путем увеличения сопротивления движению (подъем) в сочетании с засыпкой поверхности съезда рыхлым материалом (песок, гравий).

Тальвег - линия, соединяющая самые низкие точки дна речной долины, оврага и других эрозионных форм рельефа местности.

Тангенс кривой - отрезок прямой от начала кривой в плане (конца кривой) до вершины угла поворота трассы.

Термокарст - образование карстовых явлений в результате оттаивания подземного льда или оттаивания мерзлого грунта.

Технические средства САПР - комплекс технических средств, в состав которого входят ЭВМ с подключаемыми к ней внешними устройствами, фотограмметрические приборы для обработки аэрофотоснимков, топографических планов и карт с целью формирования цифровой модели местности (ЦММ), обеспечивающие автоматическую или полуавтоматическую запись результатов на носители памяти.

Точка контрольная - фиксированная точка на продольном профиле, через которую должна быть проложена проектная линия.

Точка плюсовая - точка трассы, расположенная между пикетами, и соответствующая расположению характерных форм рельефа местности или контрольным точкам трассы.

Точка трассы контрольная - точка по направлению проложения трассы, обусловленная природной или хозяйственной обстановкой, через которую трасса должна пройти (или которую должна обойти), - переходы рек, оврагов, болот, пересечения железных дорог, перевалы через горные хребты, места примыкания к населенным пунктам или обходы городов.

Транспортная развязка - сооружение (или комплекс сооружений) на пересечении дорог, обеспечивающее бесперебойное движение транспортных потоков в различных направлениях. Устраивается в двух или нескольких уровнях. Если схема транспортной развязки обеспечивает непрерывное движение без пересечений траекторий автомобилей, то такие развязки называются полными, а если на отдельных участках их планировки имеются точки пересечения траекторий движения в одном уровне - неполными.

Транспортные связи - графическое изображение направления перевозок и количества грузов и пассажиров, которые будут перевезены в перспективном или в расчетном году в районе тяготения проектируемой сети дорог. Различают: внутрирайонные, межрайонные, межобластные, межреспубликанские, международные.

Трасса дороги - положение геометрической оси автомобильной дороги в пространстве, отвечающее ее проектному положению на местности и определяемое двумя проекциями: горизонтальной (планом) и вертикальной (продольным профилем).

Трассирование - проложение трассы автомобильной дороги между заданными пунктами в соответствии с оптимальными эксплуатационными, строительно-технологическими, экономическими и эстетическими требованиями с учетом топографических, геологических, гидрологических и климатических условий.

Трассирование клотоидное - приложение трассы дороги, состоящей преимущественно из сопрягающихся круговых и переходных кривых; прямые вставки невелики или вообще отсутствуют.

Тротуар - часть дороги (улицы), предназначенная для движения пешеходов. Усовершенствованный тип пешеходной дорожки. Обычно устраивают в пределах населенных пунктов и на мостах.

Угол поворота трассы - угол между продолжением направления трассы и новым ее направлением.

Уклон виража - поперечный уклон односкатного поперечного профиля проезжей части на кривой в плане.

Уклон поперечный - отклонение поверхности какого-либо элемента дорожной конструкции (земляного полотна, слоев дорожной одежды) от горизонтального уровня, измеряемое в направлении, перпендикулярном к оси дороги.

Уклон продольный - отклонение проектной линии от горизонтали в продольном направлении. Наибольший продольный уклон - предельный допустимый уклон, принятый при проектировании продольного профиля, при котором обеспечивается рациональное сочетание строительной стоимости, транспортных расходов и безопасности движения. Назначается в зависимости от типа расчетного автомобиля, категории дороги и рельефа местности.

Ход трассы - проложение трассы в зависимости от условий рельефа местности. Различают ходы: долинный - по незатопляемой части речной долины, следуя ее направлению и не поднимаясь на водораздел; водораздельный - между долинами рек в пределах водораздела между ними; перевальный - с пересечением водораздела (по перевалу) и переходом из одной долины в другую; косогорный - по склону между долиной и водоразделом.

Ходатайство (декларация) о намерениях - первичный предпроектный документ, представляемый на рассмотрение органа исполнительной власти, содержащий общую характеристику объекта, предлагаемое размещение трассы, включающее данные о потребности в изъятии и временном отводе земель с указанием сроков пользования и т. д.

Цифровая модель местности (ЦММ) - упорядоченный список исходных данных (цифр), предназначенный для математического моделирования местности.

Шаг проектирования - минимальное расстояние между точками перелома проектной линии продольного профиля дороги.

Шейка серпантины - минимальное расстояние между вспомогательными кривыми, необходимое для размещения полуширины земляного полотна верхней части дороги и полуширины нижней части с откосом или с подпорной стеной между ними.

Ширина земляного полотна - расстояние между бровками - нормируется в зависимости от категории дороги.

Эпюра грузонапряженности дороги - графическое изображение перевезенной массы груза в тоннах на данном перегоне дороги в единицу времени.

Эпюра интенсивности движения - графическое изображение среднегодовой среднесуточной интенсивности движения автомобилей на данном перегоне.

 

Дистанционное обучение!

УП «Белгидросила»
УП «Белгидросила» является разработчиком и производителем систем нивелирования «САУРО».

8-017-396-46-12 или Напишите нам

Яндекс.Метрика