Новая технология быстрой укладки асфальта
Могли бы вы представить, какими по технологии «hot-on-hot» характеристиками должна обладать техника, чтобы всего за один час уложить целую тысячу тонн асфальта в полотно обычной дороги и при этом такое покрытие способно было бы служить в два раза больше обычного? В Германии есть такая техника, которой при расширении одного из шоссе удалось выполнить эти задачи, пишет известный в Великобритании отраслевой журнал Construction Europe («Европейское строительство»).
Профессионалам вряд ли стоит лишний раз объяснять, что укладка асфальта обычно занимает много времени. Особенно когда речь идет о строительстве новой дороги или о реконструкции «на полную глубину» старой. В последнем случае приходится укладывать по крайней мере три слоя покрытия и затем последовательно их тщательно уплотнять. Однако новому асфальтоукладчику Compact Asphalt Paver, созданному фирмой Dynapak, эти задачи по плечу. Он без особых проблем производит укладку вяжущего и слоя износа за один проход, обеспечивая тем самым снижение времени, а значит, и стоимости работ.
В настоящее время его используют для быстрой укладки покрытия при уширении автодороги в ФРГ, которая призвана улучшить сообщение между Ганновером и Дортмундом. Генподрядчик в этом проекте — фирма Kirchner — завершает его в два этапа. В результате 6-километровый участок магистрали А2 около города Хамм станет шире на один ряд и превратится в «трехрядку».
Сей проект с использованием преимущества новой асфальтоукладочной техники — первый в Германии. Несколько аналогичных проектов уже были успешно реализованы с момента, когда компания Dynapak впервые представила эту машину в 2004 году на выставке «Баума». Однако нынешний проект станет последней «проверкой» перед тем, как Compact Asphalt Paver и сама технология «hot-on-hot» («горячий на горячий») будут официально приняты в ФРГ осенью 2007 года в качестве эффективной альтернативы традиционной укладке покрытий.
Новый асфальтоукладчик оснащен двумя бункерами — верхний емкостью 25 тонн предназначен для материала слоя износа, а нижний имеет вместимость 45 тонн для вяжущего. Разравнивающий и уплотняющий брус для каждого бункера позволяет машине наносить два слоя асфальта по вышеназванной технологии «hot-on-hot». При этом нижний брус не только укладывает слой вяжущего, но также уплотняет его до плотности в 92 процента. Диагностику и ремонт асфальтоукладчиков такого типа лучше проводить в специализированной фирме.
Как утверждает менеджер фирмы Kirchner Карстен Липе, устройство верхнего слоя износа заняло бы на 50 процентов больше времени, если бы использовалась традиционная технология, которая известна всем специалистам. В Германии, уточним, при стандартном решении требуется укладка слоя вяжущего толщиной 80 миллиметров и верхнего слоя износа — 40 миллиметров. Использование же данного асфальтоукладчика позволило генподрядчику снизить толщину дорогостоящего слоя износа до 20 миллиметров и увеличить слой вяжущего до 100 миллиметров.
«Смесь из слоя износа, изготовленная из заполнителя толщиной в 8 миллиметров и полимерного модифицированного битумного вяжущего, стоит 55 евро за тонну. А слой вяжущего, состоящий из заполнителя размером 22 миллиметра и битума, стоит уже около 45 евро за тонну», — поясняет г-н Липе. Несмотря на то, что слой износа тоньше, он прочнее и долговечнее по сравнению с обычными слоями.
Комбинированные слои вяжущего и верхнего слоя износа укладываются на подготовленное основание, толщина которого составляет 220 миллиметров на новых уширяемых участках и 50-60 миллиметров на уже существующей дороге.
Асфальтоукладчик фирмы Dynapac идет немного впереди другого своего «собрата», смонтированного компанией Kirchner на базе укладчика фирмы Vogele и работающего по технологии одновременной укладки двух слоев. Обе машины производят укладку покрытия дороги на ширину 16,5 метра. И всего за один проход. Конечно на обоих машинах стоит хорошая система нивелирования. «Так как асфальт укладывается толщиной 120 миллиметров, стык покрытия между проходами двух машин мог бы оказаться слабым местом полотна, но устройство двух соседних покрытий по методу «hot-by-warm» («горячее рядом с теплым») обеспечивает почти бесшовную поверхность», — заявил директор представительства в ФРГ фирмы Dynapac г-н Ф. Иоханнес.
Возможность асфальтоукладчика укладывать до 1000 тонн асфальта в час означает, что необходимо тщательно планировать бесперебойное снабжение машины материалом, оператору асфальтоукладчика обязательно надо пройти курсы повышения квалификации по специальности гидравлика, это позволит не только правильно эксплуатировать технику но и в кратчайшие сроки самостоятельно находить, а по возможности и исправлять неисправности.
«В случае с реализацией проекта 6-километрового участка на дороге А2, асфальт поставлялся тремя асфальтобетонными заводами, которые и обеспечили непрерывность процесса укладки», — поясняет Ф. Иоханнес. По его словам, асфальт подается в укладчик так называемым мобильным питателем, который при перемещении может загружать верхний или нижний бункеры и в течение 40 секунд в состоянии принять от самосвала 25 тонн материала. В этих целях используются три самосвала с вяжущим и один — со смесью для слоя износа. Все они промаркированы на асфальтобетонном заводе во избежание путаницы. Остается лишь внимательно следить за их загрузкой, что очень важно при использовании укладчика для нанесения двух слоев.
Кстати, в этом проекте состав смеси для слоя вяжущего был подобран таким образом, чтобы после ее укладки она имела бы открытую структуру для свободного доступа к разравниванию брусом (по плотности в 92 процента). Кроме того, состав смеси таков, что позволяет создавать хорошее сцепление между слоями вяжущего и износа.
За каждым асфальтоукладчиком идет специально модифицированный каток Dynapak СС142, имеющий захват 1,6 метра (вместо 1,3 метра) и массу 4 тонны. «Во время испытаний мы определили, что тепло двух асфальтовых слоев делает материал очень чувствительным, и поэтому приняли решение использовать статический каток при первых двух проходках, — отметил в своем комментарии г-н Иоханнес. — После статического катка около 6 проходок осуществляет виброкаток весом 8-9 тонн модели CG233. А затем каток СС522 весом 12 тонн (шириной 1,9 метра) завершает окончательную отделку поверхности за 2-4 прохода, используя при необходимости вибрационный режим».
Как и во всех германских проектах по укладке верхнего слоя покрытия, поверх слоя износа разбрасываются каменные высевки. Для удаления битума из верхней поверхности асфальта они уплотняются в целях предотвращения скольжения колес автомобиля.
Применение данных укладчиков позволит выполнять работы и в холодную погоду. Дело в том, что тепло от двух слоев асфальта снижало степень охлаждения, позволяя строителям использовать технику в холодных условиях. Это было бы невозможным при применении традиционной техники. В результате подрядчику удалось соорудить долговечное покрытие для дороги, по которой ежедневно будут проезжать в среднем до 50 тысяч автомобилей, четверть из них — тяжелые грузовики. При этом до минимума сведены помехи для движения. Таким образом, техника одновременной укладки двух слоев, по мнению специалистов, явилась в данном проекте идеальным решением.
В заключение скажем: в настоящее время рассматривается вопрос более широкого использования в ФРГ данного асфальтоукладчика, который можно разобрать за 2-3 часа и использовать, как обычную машину, не оставаясь без работы между крупными контрактами.