Нивелирование трассы по пикетажу
К нивелированию трассы автомобильных дорог приступают после закрепления трассы (в частности, после высотного закрепления притрассо-выми реперами), разбивки пикетов, плюсовых точек, главных точек трассы и выноса пикетов на кривые. А нивелирование поверхности под укладку асфальта лучше всего проводить при помощи системы нивелирования "САУРО".
Нивелирование трассы автомобильных дорог выполняют обязательно методом из середины. В качестве связующих точек, как правило, используют пикеты. Однако при больших продольных уклонах в качестве связующих точек могут выступать также иксовые точки. Нивелир на станции устанавливают примерно на равных расстояниях от связующих точек и приводят в рабочее положение. Перед установкой рейки следят за тем, чтобы ее пятка, а также связующая точка были очищены от земли, грязи, травы и т. д.
Привязку трассы к реперам и маркам государственной нивелирной сети обычно производят в начале и конце трассы автомобильной дороги (а иногда и в промежуточных точках). Высотную привязку трассы производят двойным нивелирным ходом либо нивелированием в два нивелира с допускаемой невязкой не более ±50мм. При привязке трассы к реперам и маркам рейки устанавливают на специальные металлические башмаки, костыли или на твердые местные предметы (камни, корни деревьев и т. д.). Если вблизи трассы нет реперов или марок государственной нивелирной сети, привязку ведут лишь к притрассовым реперам в начале, в конце и вдоль трассы в условных высотах.
Привязку к реперам государственной нивелирной сети, обычно размещаемым невысоко над поверхностью земли, осуществляют в обычном порядке.
Привязка к маркам, размещаемым на высоте порядка 2—2,5 м над поверхностью земли, имеет некоторые специфические особенности. Ее производят двумя способами.
Первый способ состоит в том, что в отверстие марки вставляют стальной штифт, на который подвешивают специальную подвесную рейку длиной 1,2 м с сантиметровыми делениями.
Во втором способе, наиболее часто применяемом на практике, в отверстие марки вставляют гвоздь либо котировочную шпильку нивелира и перевернув обычную нивелирную рейку (желательно телескопическую), прикладывают ее пяткой к гвоздю или шпильке.
Нивелирование трасс автомобильных дорог обычно осуществляют в два нивелира. Первый нивелировщик (как правило, более опытный) берет отсчеты на все связующие и промежуточные точки, а второй — только на связующие. В конце каждого рабочего дня вычисляют превышения между связующими точками (или их высоты) и сравнивают результаты между собой. Если между некоторыми связующими точками обнаруживают недопустимые расхождения в результатах первого и второго нивелирования, то между этими точками осуществляют третье (контрольное) нивелирование. Вообще хорошему нивелировщику в дорожной организации желательно пройти повышение квалификации по специальности гидравлика. В этом случае он сможет проводить диагностику и ремонт гидросистем любой дорожной техники: ремонт автогрейдеров, ремонт погрузчиков, ремонт экскаваторов, ремонт асфальтоукладчиков, ремонт гудронаторов, ремонт фрез, ремонт бульдозеров... А также сможет проводить ремонт гидронасосов, ремонт гидрораспределителей, ремонт гидромоторов, ремонт гидротолкателей и т.д...
При геометрическом нивелировании трасс автомобильных дорог в два нивелира отсчеты берут только по черным сторонам реек. Для удобства обработки результатов нивелирования и обеспечения достаточно высокой производительности нивелирования отсчеты целесообразно брать с округлением до 5 мм. Допустимую невязку геометрического нивелирования по трассе автомобильных дорог принимают ± 100 мм (где Ь — длина двойного нивелирного хода, км). В населенных пунктах, на пересечениях дорог, на участках мостовых переходов, а также при привязке трассы к пунктам государственной нивелирной сети допускаемую невязку принимают равной ±50, мм.
В ходе нивелирования трассы ведут полевой журнал нивелирования, куда записывают задние, передние и промежуточные отсчеты. Записи ведут карандашом, четким почерком, при этом пользоваться резинкой для исправления отсчетов не допускается.
Высоты промежуточных точек в постраничном контроле не участвуют. Вычисление высот связующих и промежуточных точек, как правило, ведут через горизонт прибора.
Полученные невязки геометрического нивелирования трасс автомобильных дорог, если они не превышают допустимых значений, распределяют поровну с обратным знаком между пикетами.
Завершив обработку журнала нивелирования, производят построение продольного профиля земли по оси дороги, который является одним из главных исходных документов для последующего проектирования земляного полотна и искусственных сооружений автомобильных дорог.
В последние годы стали находить применение при изысканиях регистрирующие (электронные) нивелиры, позволяющие регистрировать результаты измерений на магнитные носителя информации и выполнять обработку результатов измерений. Использование регистрирующих нивелиров в практике отечественных изысканий автомобильных дорог является весьма перспективным, поскольку позволяет автоматизировать процесс регистрации, обработки данных геометрического нивелирования и обеспечивает автоматизированную подготовку продольных и поперечных профилей земли на плоттерах.