Обзор асфальтоукладчиков
Асфальтоукладчики недаром считаются самыми сложными линейными дорожно-строительными машинами, поскольку они не только укладывают асфальтобетонное покрытие, как это следует из их названия, но одновременно производят распределение и предварительное уплотнение асфальтобетонной смеси по нижележащему слою дорожной одежды
ПРИНЦИП РАБОТЫ И КЛАССИФИКАЦИЯ
Работают асфальтоукладчики следующим образом: асфальтобетонная смесь подается из транспортных средств или перегружателей-накопителей в приемный бункер, откуда с помощью питателей смесь поступает в шнековую камеру. Благодаря работе шнеков смесь распределяется по всей ширине укладки, а блок выглаживающих плит (включает в себя сами плиты, вибраторы и трамбующие брусья) обеспечивает предварительное уплотнение асфальтобетонной смеси.
К качеству работы асфальтоукладчиков с автоматической системой управления предъявляются высокие требования:
обеспечение ровности поверхности укладываемого слоя в продольном направлении (просвет под рейкой длиной 3 м в 95 % измерений не более 3 мм);
обеспечение постоянства толщины укладываемого слоя (в 90 % измерений отклонения от заданной толщины не более 10 мм);
обеспечение проектных высотных отметок по оси покрытия (в 90 % измерений отклонения от проектных отметок не более 10 мм).
Современные асфальтоукладчики имеют гидрообъемный привод хода и всех рабочих органов, оснащены автоматическими системами регулирования положения выглаживающей плиты по вертикали и по поперечному уклону.
Асфальтоукладчики выпускаются на гусеничном и колесном ходу. Гусеничные асфальтоукладчики - это машины в основном для строительства и реконструкции автомобильных дорог, улиц и аэродромов с асфальтобетонным покрытием. Гусеницы предпочтительны при работе на менее прочных основаниях, большой ширине укладываемого слоя, укладке «холодных» и крупнозернистых смесей, а также для асфальтоукладчиков большой производительности, оснащенных тяжелым рабочим оборудованием и занятых на больших объемах работ. Гусеничные траки у асфальтоукладчиков гладкие, иногда покрытые упругим материалом для уменьшения повреждений опорной поверхности.
Колесный движитель, напротив, более пригоден для машин малой и средней производительности, работающих в городских условиях, где требуются частые перебазировки на разные объекты, а передвигаться асфальтоукладчику приходится по твердым покрытиям. Транспортная скорость колесного асфальтоукладчика достигает более 20 км/ч (в отличие от тихоходных гусеничных машин).
Впрочем, в последнее время конструкторская мысль опровергает эти представления о применении гусеничных и колесных асфальтоукладчиков. В частности, новый малогабаритный гусеничный асфальтоукладчик завода «Ирмаш» предназначен как раз для работ на городских улицах и тротуарах. По мнению его создателей, гусеничные асфальтоукладчики обеспечивают лучшую ровность покрытия, большую стабильность и устойчивость в работе за счет своего веса и более высокого тягового усилия. Кроме того, они лучше, чем колесные укладчики, работают на относительно слабых основаниях. Наконец, в отдельных случаях шины колесных моделей могут пробуксовывать (особенно в жаркую погоду) на подъеме и на подгрунтованной жидким битумом или эмульсией поверхности.
ПЕРВЫМИ БЫЛИ НЕМЦЫ
Наиболее серьезную конкуренцию асфальтоукладчикам российских производителей создают немецкие и итальянские машины, причем как подержанные, так и новые.
Немецкая корпорация Wirtgen Group начала поставку своих асфальтоукладчиков Vogele еще в эпоху СССР. И сейчас асфальтоукладчики этой марки имеют, пожалуй, наибольшее распространение в России.
Существуют как гусеничные, так и колесные асфальтоукладчики Vogele. Самая мощная модель Super-2500 предназначена для непрерывной работы с возможной шириной укладки до 16 м и максимальной производительностью 1500 т/ч при транспортной ширине всего 2,55 м.
Самый маленький представитель этого семейства Super-600 применяется для укладки малых пешеходных и велосипедных дорожек, весит 5 т, имеет рабочую ширину от 0,5 до 2,7 м и производительность порядка 200 т/ч.
Как отмечают специалисты ООО "СТД "Ротор", которое является официальным дилером техники Vogele в России, все производители асфальтоукладчиков используют примерно одни и те же компоновочные принципы и технические решения при проектировании отдельных агрегатов и машин в целом. Однако модели Vogele имеют, по крайней мере, одно принципиальное отличие. Это наличие легко обслуживаемых электронагревателей, обеспечивающих равномерный нагрев всех контактирующих с асфальтовой смесью частей рабочего органа (выглаживающая плита, трамбующий брус и прессующие планки).
Большинство изготовителей используют для нагрева газовые горелки, работающие на пропане, оснащая специальными баллонами свои машины. Однако, как справедливо замечают конструкторы Vogele, газовое оборудование требует регулярных инспекций и проверок котлонадзора, пожарников, других служб и, кроме того, оно просто взрывоопасно.
Асфальтоукладчики Vogele отличаются конструктивным исполнением рабочих органов для высокого уплотнения. Система управления процессом укладки автоматически согласует между собой частоту вращения двигателя и скорость машины, подачу и распределение смеси, а также характеристики нивелирования. Устройство главного переключателя ходового привода предотвращает образование вмятин в покрытии при коротких паузах в работе.
Французская промышленная группа Fayat, куда входит немецкий производитель Bomag, в 2005 г. присоединила к себе итальянскую фирму Marini, ранее выпускавшую четыре типоразмера гусеничных и девять типоразмеров колесных асфальтоукладчиков.
В составе этой группы Bomag развивает линейку асфальтоукладчиков, в которой сегодня пять гусеничных, четыре колесные модели и пять моделей плит с газовым или электрическим подогревом.
Асфальтоукладчики Volvo созданы на базе асфальтоукладчиков немецкой компании ABG. Когда-то компания ABG выпускала семь типоразмеров гусеничных и четыре - колесных машин под брендом Titan. Сейчас асфальтоукладчики с этим названием могут укладывать асфальтобетонную смесь на ширину от 1,5 до 13 м.
Гусеничный асфальтоукладчик Volvo ABG7820 обладает высокой тяговой мощностью и хорошей маневренностью.
Итальянская компания Bitelli выпускает четыре типоразмера гусеничных и шесть типоразмеров колесных асфальтоукладчиков. Колесные машины оборудованы передними и задними (у четырехосных машин) балансирами, каждый из них снабжен гидроцилиндром двойного действия, который в транспортном режиме смещает нагрузку на заднюю ось, облегчая маневрирование, а при работе (особенно на непрочных основаниях) переносит ее на переднюю ось, что повышает тяговые возможности машины. Гусеничные укладчики комплектуются резиновыми гусеницами с гидроцилиндрами автоматического натяжения. Это обеспечивает устойчивость, бесшумность хода и повышенные транспортные скорости (до 11 км/ч).
Менее распространены в РФ - но также широко известны - асфальтоукладчики немецкой фирмы Demag, шведской - Dynapac и американской - Caterpillar. Машины последней принадлежат к двум семействам. Асфальтоукладчики с маркировкой AP изначально выпускались на предприятиях компании, а те, что имеют индекс BG, представляют собой модели семейства Barber Green, ранее принадлежавшие отдельному производителю.
Асфальтоукладчик Caterpillar AP600, оснащенный двигателем Cat 3056Е АТТАС мощностью 129 кВт (173 л. с.)
В последние годы достаточно широко на российском рынке представлены китайские машины. Например, асфальтоукладчик CLG 509 с максимальной шириной укладки 9,5 м производства компании Liugong Machinery Co., LTD. Асфальтоукладчики сюйчжоуской инженерно-машиностроительной корпорации XCMG изготавливаются по технологии Vogele с полным гидроприводом на всех моделях, автоматической системой нивелирования, шириной укладки от 2,5 до 12 м, с электрическим или газовым подогревом выглаживающей плиты.
В последнее время наблюдается приход на российский рынок японских асфальтоукладчиков: SUMITOMO HA31C с шириной укладки 1,90 - 3,10 м, HANTA F40C (2,3 - 4 м), HANTA F1430C (2,3 - 4 м), NIIGATANFB5W(2,5 – 5,4 м), NIIGATA NF36C (1,9 - 3,2 м).
Диагностику и ремонт асфальтоукладчиков, импортных или отечественных, в виду сложности их гидросистем, лучше проводить у специалистов.
УКРАИНСКИЕ И БРЯНСКИЕ «МОГИКАНЕ»
Украинский завод «Дормашина» (г. Николаев), техника которого укладывала асфальт на большинстве дорог в бывшем СССР, в последнее время существенно сократил свой модельный ряд. Раньше завод выпускал пять моделей асфальтоукладчика ДС (ДС-189, ДС-195, ДС-199, ДС-200 - с механическим приводом хода и ДС-179 – с гидростатическим приводом), а также широкозахватный асфальтоукладчик ДН-406. Сегодня на предприятии производится только один ДС-200. Завод занимается ремонтом своих асфальтоукладчиков, а также выпускает запасные части для ДС-126, ДС-126А, ДС-143, ДС-143А, ДС-195, ДС-199.
Колесный асфальтоукладчик ДС-200 оборудован гидравлическим рулевым управлением и устройством, обеспечивающим равномерное распределение нагрузки на управляемые колеса. Равномерный нагрев каждой плиты обеспечивается с помощью обогревателей, работающих на жидком топливе, а автоматическая система управления позволяет регулировать подачу и распределение материала. Ширина укладываемого слоя составляет 2,5- 4,5 м, максимальная толщина - 220 мм, вместимость бункера - не менее 11 т, максимальная транспортная скорость – 13,4 км/ч.
В России за последние пять лет ряды производителей асфальтоукладчиков заметно поредели. Если еще в 2005 г. в стране такие машины выпускались на АО “Дороги России”, НПО «Машиностроитель», 3АО «Саста», АО «Рубцовский машиностроительный завод», то сейчас асфальтоукладчики производят только два брянских предприятия: ОАО «Брянский Арсенал» и ОАО «Ирмаш».
ОАО «Ирмаш» ведет свою историю с 1752 г. Сегодня это один из крупнейших российских производителей дорожно-строительной техники, занимающий по асфальтоукладчикам - как основной продукции - лидирующее положение на российском рынке. Предприятие серийно выпускает асфальтоукладчики на колесном и гусеничном ходу.
Ирмашский асфальтоукладчик модели Асф-К-2-07 (эксплуатационная масса 13 т) имеет одну ведущую ось и бесступенчатое регулирование ширины рабочего органа от 2,2 до 3,75 м (от 2,7 до 4,5 м - с уширителями). Основное предназначение этой машины - выполнение ремонтных работ, строительство площадок, дворовых разъездов и дорог III-V категорий.
Асфальтоукладчик модели Асф-К-4-02-01 (эксплуатационная масса 18,5 т) располагает двумя ведущими осями и бесступенчатым регулированием ширины рабочего органа от 2,5 до 4,5 м (от 4,5 до 7 м – с уширителями) и предназначен для строительства дорог любой категории.
Оба асфальтоукладчика имеют плиту с трамбовкой и вибрацией, передвижной пульт оператора. На них предусмотрена возможность установки газового подогрева рабочего органа и системы нивелирования фирмы Белгидросила г.Минск. Транспортные габариты машин позволяют организовать их доставку потребителям автомобильным транспортом в кратчайшие сроки и без оформления дополнительного разрешения.
Малогабаритный гидрофицированный гусеничный асфальтоукладчик Асф-Г-2-01.
Гусеничный асфальтоукладчик Асф-Г-4-03, серийный выпуск которого начат в 2007 г., способен производить укладку асфальтобетонной смеси на ширину до 9 м без каких-либо ограничений. Топливный бак вместимостью 290 л позволяет асфальтоукладчику Асф-Г-4-03 работать более 10 часов не прерываясь на дозаправку. Эта модель снабжена электронной системой управления фирмы Sauer-Danfoss.
Основные габариты асфальтоукладчика: длина - 6,6 м; базовая рабочая ширина - 2,5 – 5 м; высота (по маяку) - 4 м. Его масса без плиты – 16 т. Длина бункера 1,96 м и внутренняя ширина 3,12 м позволяют разгружать в него большие самосвалы. Вместимость бункера 14 т (включая тоннели питателей) достаточна для того, чтобы не зависеть от небольших перерывов в поставке асфальтобетонной смеси.
Асф-Г-4-03 комплектуется системой автоматического управления профилем укладываемого слоя MOBA (Германия).
ОАО "Брянский арсенал" - одно из старейших предприятий в отрасли дорожного машиностроения, которое выпускает колесные асфальтоукладчики второго и третьего типоразмеров.
В 2001 г. предприятие вошло в машиностроительный холдинг «РусПромАвто». В 2005 г. в результате реструктуризации производственных активов был создан диверсифицированный автомобилестроительный холдинг «Группа ГАЗ», в состав которого наряду с «Брянским арсеналом» входят еще 17 предприятий автомобилестроения и машиностроения в десяти регионах России и в Великобритании.
В 1949 г., впервые в стране, заводом был освоен выпуск укладчиков асфальтобетона Д-150. В семидесятых годах завод приступил к производству комплекта машин для строительства скоростных автомобильных дорог союзного значения. Тогда же был освоен выпуск асфальтоукладчика ДС-106 А. В 1993 г. завод начал изготовление асфальтоукладчика ДС-181.
Сейчас ОАО "Брянский Арсенал" выпускает асфальтоукладчики Асф-К-2-04 и АсфК-3-02 различных модификаций. Это колесные полностью гидрофицированные машины. Одноосный асфальтоукладчик Асф-К-2-04 предназначен для укладки покрытий дорог, городских улиц и площадей на подготовленное и уплотненное основание всеми видами асфальтобетонных смесей шириной от 2,5 м до 4,5 м бесступенчато и толщиной до 250 мм с обеспечением профиля покрытия как односкатного, так и двухскатного.
В прошлом году была разработана конструкторская документация на асфальтоукладчик Асф-К-3-02 с безмостовой схемой привода хода. Эта машина специально предназначена для распределения, укладки и предварительного уплотнения всех видов асфальтобетонных и битумоминеральных смесей на подготовленное и уплотненное основание при сооружении и ремонте автомобильных дорог, городских улиц, площадей и аэродромов. Асфальтоукладчик обеспечивает укладку горизонтального или двухскатного поперечного профиля покрытия с шириной полосы от 2,5 до 4,5 м, а также до 6,5 м при установке расширителей по особому заказу.
Среди новинок брянских машиностроителей и гусеничный асфальтоукладчик Асф-Г-3-08 третьего типоразмера, предназначенный для распределения, укладки и предварительного уплотнения асфальтобетонных смесей на подготовленное и уплотненное основание при сооружении автодорог и аэродромов. Его производительность - до 600 т в час. Ширина укладки от 2,5 до 4,5 м, а также до 6,5 м при установке расширителей. На этой модели установлено гидрооборудование фирм Sauer-Danfoss и Bosch-Rexroth.
Основными рынками потребления продукции ОАО «Брянский Арсенал» является большинство регионов России, а также Украина, Беларусь, Казахстан. Доля экспорта в общих доходах от основных видов деятельности во втором квартале 2009 г. составила 31 %.
Как отмечают специалисты предприятия, в отрасли дорожного машиностроения за пять последних лет произошел резкий спад объемов производства по всей номенклатуре дорожной техники, вызванный практически прекращением в стране дорожного строительства. В этих условиях объемы производства на предприятии сократились именно за счет выпуска наиболее широко используемых в строительстве машин - автогрейдеров и асфальтоукладчиков.
Вне зависимости от марки и типа асфальтоукладчика, его гидросистема является довольно не простой и требует специфического ухода за ней, поэтому любому хорошему оператору асфальтоукладчика настоятельно рекомендуется пройти курсы повышения квалификации по специальности гидравлика.
В 2009 г., согласно официальной статистике, «Группа ГАЗ», в которую входит ОАО «Брянский Арсенал», была вынуждена резко сократить персонал. Тем не менее на протяжении текущего года холдинг планирует вложить в освоение производства новой техники и замену изношенного оборудования в ОАО "Брянский Арсенал" более 100 млн рублей.
Согласно прогнозам специалистов, в ближайшие годы в России ожидается рост потребности в дорожной технике, связанный с намечаемыми правительством мерами по увеличению объемов дорожного строительства и удвоению в ближайшие три-пять лет протяженности автодорог с твердым покрытием. Таким образом, дальнейшее развитие производства асфальтоукладчиков в России будет во многом определяться тем, сумеют ли российские производители дорожной техники, в том числе асфальтоукладчиков, предложить конкурентоспособную продукцию.