Пикетаж
Вслед за вешением пикетажист производит промер трассы, разбивку пикетажа и зарисовку ситуации в пикетажном журнале. Пикетажист также устанавливает столбы для закрепления вершин углов и для высотных реперов, указывая их местоположение в пикетажном журнале.
Трассу промеряют стальной 20-метровой лентой с комплектом в 6 шпилек, из которых одна во время промера должна быть воткнута в землю в начальной или конечной точке. Удобно производить промер 50-метровым стальным тросиком с комплектом в три шпильки. Через каждые 100 метров отмечается пикет и около шпильки забивают точку в уровень с поверхностью земли.
В 15—20 см впереди точки забивают сторожок. На затеске, сделанной на сторожке, надписывают номер пикета. Надпись на сторожке должна быть обращена в сторону точки. Промер производят по горизонтальному проложению. При уклоне свыше 5% вводят поправку на уклон. Точность промера должна составлять 1/1000 в равнинной и пересеченной местности и 1/500 в горной местности.
Точки и сторожки устанавливают на всех пикетах. На промежуточных переломах уклона поверхности земли, расположенных между пикетными точками, устанавливают дополнительные точки, называемые плюсами. На их сторожках надписывают расстояние от предыдущего пикета, округленное до целых метров.
Промер линии всегда ведут по провешенным линиям, от начала трассы до вершины угла. Определив пикетаж вершины угла, находят пикетаж начала кривой, вычитая длину тангенса. Затем, прибавляя к началу кривой длину кривой, определяют пикетаж конца кривой. Положение концов кривой находят, отмерив от вершины угла длину тангенсов. Для этого от вершины откладывают расстояние до конца ленты и ставят шпильку. Затем, натянув ленту, переставляют заднюю шпильку вперед по длине ленты на длину домера (2Т-К) и, протянув ленту вперед, ставят переднюю шпильку, от которой продолжают промер. В конце кривой забивают плюсовую точку. Далее пикетаж всех точек будет соответствовать случаю промера непосредственно по кривой.
При подробных изысканиях детальной разбивки кривых обычно не производят, но на кривую выносят пикеты и характерные плюсовые точки.
Для этого по таблицам для разбивки кривых находят длину проекции кривой на тангенс и соответствующую этой точке ординату. Для облегчения пользования в таблицах помещены разности между длинами отрезков кривых и соответствующими им абсциссами.
Для выноски пакетажа на кривую из отмеренного по тангенсу пикета откладывают в сторону начала (или конца) кривой разность между длиной кривой и ее абсциссой. Из найденной точки восстанавливают перпендикуляр, на котором откладывают ординату. Полученная точка и будет точкой пикета, вынесенной на кривую.
При проходе к реке или оврагу, ширина которых была измерена угломерщиком, пикетажист, прибавляя к измеренному пикетажу точки А длину, получает плюс точки В и от нее продолжает дальнейший промер.
Одновременно с промером пикетажист зарисовывает в пикетажный журнал ситуацию местности вдоль оси трассы. При этом трассу изображают вытянутой в одну прямую. Ситуация средней части полосы, на 25 м от оси в каждую сторону, заносится по данным промера рулеткой, а остальные подробности на полосе шириною 100 м — по расстояниям, определенным на глаз. В журнал заносят все пикеты и плюсы, границы угодий: пашни, лугов, выгона, леса, кустарников и болот, все реки, ручьи и суходолы, овраги, дороги, здания и т. п. Направление ската поверхности земли указывают стрелками. На вершинах углов выписывают их пикетаж и изображают стрелки, направленные в сторону поворота трассы.
Рядом в журнале записывают все элементы кривой. Ситуацию снимают и зарисовывают в процессе производства промера. Переносить ленту до окончания зарисовки ситуации не разрешается. Пикетажист закрепляет на местности вершины углов столбами и зарисовывает в журнале положение столбиков, приряз-ку к ним вершин угла, а также положение высотных реперов. В целях лучшего закрепления трассы на длинных прямых по обе стороны устанавливают через 1—2 км столбы. В журнале отмечается: какой пикет (или плюс) закрепляется, расстояние между столбами и расстояние от столбов до линии трассы.
В горной местности линию трассы в пикетажном журнале не спрямляют, а зарисовывают параллельно ее положению на местности.
Высотные реперы устанавливаются пикетажистом в местах, где при разбивке работ требуется точное определение высотной отметки, в частности у переходов, через водотоки, у глубоких выемок и высоких насыпей. Они представляют собой столбы с соответствующей обделкой верха, врытые на глубину, превышающую глубину промерзания. Высотные реперы временного типа устанавливают в равнинной местности через 2—3 км, а в горной — примерно через 1 км.
Реперы постоянного типа устанавливают через 20—30 км. В горной местности высотным репером может служить выступ массивной скалы, на котором краской отмечают место установки рейки.
На косогорах с поперечным уклоном, превышающим 20%, на каждом пикете и на плюсовых точках, в местах, где меняется крутизна косогора, разбивают поперечники. На сторожке стрелкой указывают, что он относится к поперечнику, и надписывают расстояния до крайних точек, забитых на поперечнике справа и слева от трассы. На поперечнике, в местах где меняется крутизна поперечного уклона, забивают промежуточные точки. Ширина поперечника должна быть достаточна для того, чтобы на вычерченном профиле в пределах съемки разместились все элементы дорожного полотна и водоотвода (откосы, подпорные стенки, банкеты, бермы, нагорные канавы и пр.).
Поперечники разбивают нормально к оси трассы.
Если трасса пролегает по существующей дороге с одеждой, пикетажист обязан зафиксировать:
- все установленные дорожные знаки — километровые, указательные, ограничительные и т. д. и все имеющиеся ограждения, с краткой характеристикой их состояния;
- границы отдельных типов существующей одежды, ширину одежды, материал покрытия и основания;
- места расположения искусственных сооружений и их схемы с основными размерами, указанием материала и краткой характеристикой состояния;
- все пересечения с автомобильными и железными дорогами, сооружения на пересечениях и съезды с дороги;
- существующие укрепления обочин и боковых канав с характеристикой их состояния;
- расположение водоотводных канав, дренажных устройств, смотровых колодцев водопроводной, канализационной и других подземных сетей, с указанием их материала и размеров;
- линии заборов и застройки — в пределах населенных мест, ширину улиц, а также общее количество домов, число дворов в поселке, количество населения, число колодцев.
Для селений, расположенных вблизи от трассы, указываются примерное расстояние от дороги, число дворов, количество населения и число колодцев, нивелировать которую под укладку асфальта лучше конечно же автогрейдером оснащённым системой нивелирования "САУРО", при выходе из строя автогрейдера ремонт гидросистемы лучше поручить специалисту прошедшему курсы повышения квалификации по специальности гидравлика.
При проходе по существующим дорогам поперечники разбивают на всех насыпях и выемках, в местах изменения поперечного профиля и ширины проезжей части и земляного полотна, на переломах продольного профиля, в местах расположения труб и других искусственных сооружений, по осям пересекаемых дорог и, как минимум, на каждом пикете.
В городах и поселках городского типа на улицах с каменной одеждой поперечники разбивают через каждые 20 м и по осям поперечных улиц. Протяжение поперечников должно охватить все дорожные сооружения и дать материал для решения всех вопросов водоотвода.
Для выполнения работ пикетажист, кроме стальной ленты длиной 20 м (или тросика длиной 50 м), должен иметь рулетку для измерения расстояний при съемке ситуации и экер для разбивки поперечников. В распоряжении пикетажиста находятся двое рабочих для работы с лентой, один рабочий с рулеткой, один рабочий для подноски колышков и один рабочий для рытья ям и установки столбов. Угловые столбы и реперы подвозят на подводе или автомобиле. Вырытые для установки столбов ямы обычно используются грунтоведом как дополнительные шурфы для изучения разрезов грунтов.