Ремонт радиально-поршневого насоса
Прежде чем браться за ремонт радиально-поршневого насоса, советуем правильно оценить свои силы и знания в области гидравлики. Мы настоятельно рекомендуем сначала пройти курсы повышения квалификации по специальности гидравлика, в крайнем случае можно пройти дистанционные курсы гидравликов, тем более, что заказать этот курс можно не выходя из дома. Это вам обойдётся намного дешевле, чем если насос станет не ремонтопригодным после вашего ремонта. Основной неисправностью насосов типа HP (НП) является быстрый выход из строя чугунной втулки ротора, в результате образования задиров. Задиры на втулке вызывают интенсивный износ оси ротора, причем образующаяся при этом чугунная стружка попадает в плунжеры. Плунжеры заклиниваются, ломаются реактивные кольца.
Возможны разрывы корпусов всасывающих клапанов, трещины в корпусах насосов и в месте запрессовки оси ротора. Часто шестеренные насосы управления приходят в негодность из-за износа шестерен раньше основного насоса.
Исследования показали, что наиболее приемлемы втулки, залитые бабитом марки Б-83.
Насосы типа НП сняты с производства, и выпускаются лишь насосы типа HP.
Радиально поршневые насосы типа HP (НП) рассчитаны на производительность 100, 200, 300 и 400 л/мин и на рабочее давление 100—200 кгс/см2. Основные недостатки насосов этой конструкции: большие габаритные размеры и масса (отношение массы к мощности более 18 кг/кВт) и большой момент инерции ротора, что препятствует использованию этих гидромашин в качестве гидродвигателей. Кроме того, они имеют низкую герметичность системы распределения (радиальный зазор между распределительной осью и ротором в больших насосах превышает 0,1 мм).
При ремонте распределительной оси производят восстановление изношенных шеек с последующим шлифованием. Шероховатость поверхности шеек должна быть не ниже 10-го класса чистоты. Подробней об устройстве и ремонте гидронасосов можно узнать в нашем дистанционном курсе гидравлики.
При ремонте ротора изношенную чугунную втулку 2 заменяют новой. После запрессовки новой втулки в ротор растачивают отверстие во втулке по диаметру отремонтированной шейки распределительной оси. Отклонение от соосности оси и втулки — не более 0,005 мм.
Новые поршни изготовляют из стали 20Х или из шарикоподшипниковой стали ШХ15 с термообработкой до твердости HRC 57—59. Овальность и конусность поршней—не более 0,005 мм. Шероховатость поверхности соответствует 10-му классу чистоты. В отверстиях ротора поршни должны перемещаться свободно, под действием собственной массы, но без качки, поэтому каждый поршень подгоняют по его отверстию.
Износ реактивных колец менее значителен, но они могут лопнуть при перегрузках и при заедании поршней. Изготовляют статорные кольца из стали ШХ15 с закалкой до HRC 58—62, шероховатость наружной и внутренней поверхностей должна соответствовать 9-му классу чистоты.
При сборке насоса необходимо соблюдать чистоту.
Радиально-поршневые насосы с давлением 200 кгс/см2 и более обычно выполняют с клапанным распределением рабочей жидкости.
Г.Н.Васильев "Ремонт насосов и гидроаппаратуры" изд. "Машиностроение" 1973 год