Словарь дорожных одежд
Водонепроницаемая прослойка (гидроизолирующая) - прослойка из синтетических материалов или грунта, обработанного органическим вяжущим, практически не пропускающая воду.
Дорога грунтовая (проселочная) - наезженная автомобильная или тракторная дорога, не имеющая покрытия.
Дорога грунтовая профилированная - автомобильная дорога, не имеющая покрытия, но построенная с помощью профилировочных дорожных машин с приданием земляному полотну определенного продольного и поперечного профиля. Требует регулярной профилировки (восстановления профиля). При переувлажнении проезд прекращается.
Дорога грунтовая улучшенная - профилированная грунтовая автомобильная дорога, проезжая часть которой улучшена путем введения скелетных добавок (гравия, шлака и др.) или местных вяжущих (золошлаковых смесей и других отходов производства). При оттаивании после замерзания, а также после обильных дождей проезд затруднителен или полностью невозможен.
Дорога зимняя (автозимник) - дорога, проезжая часть которой (сплошная или колейная) построена из льда, намораживаемого послойно, или из уплотненного снега и льда, а также проложенная непосредственно по замерзшей поверхности рек и озер. Действует до оттаивания ледяного покрытия.
Дорога лежневая - дорога, проезжая часть которой построена из лесоматериалов в виде полос, уложенных на расстоянии, равном ширине хода автомобиля или трактора, и скрепленных поперечинами.
Дорожная одежда - многослойная конструкция в пределах проезжей части автомобильной дороги, воспринимающая нагрузку от автотранспортного средства и передающая ее на грунт. Дорожные одежды классифицируют по типам исходя из их капитальности. Профилирование дорожных одежд проводится автогрейдером с системой нивелирования "САУРО"
Дорожная одежда жесткая - дорожная одежда с цементобетонными монолитными покрытиями; со сборными покрытиями из железобетонных или армобетонных плит с основанием из цементобетона или железобетона.
Дорожная одежда капитальная - дорожная одежда, обладающая наиболее высокой работоспособностью, соответствующей условиям движения и срокам службы дорог высоких категорий.
Дорожная одежда нежесткая - дорожная одежда, не содержащая в своем составе конструктивных слоев из монолитного цементобетона, сборного железобетона или армобетона, укатываемого бетона.
Дорожная одежда низшая - дорожная одежда из шебеночно-гравийно-песчаных смесей; малопрочных каменных материалов и шлаков; грунтов, укрепленных или улучшенных различными местными материалами; древесных материалов и пр.
Дорожная одежда облегченная - дорожная одежда с усовершенствованным покрытием (асфальтобетонным, дегтебетонным, из черного щебня, из щебня, обработанного вяжущими по способу пропитки, из крупнообломочных материалов, из песчаных или супесчаных грунтов, обработанных в установке битумной эмульсией совместно с цементом), применяемая на дорогах III, IV категорий, а также при стадийном строительстве дорожных одежд на дорогах II категории.
Дорожная одежда переходная - дорожная одежда, устраиваемая из щебня прочных пород по способу заклинки без применения вяжущих; из грунтов и малопрочных каменных материалов, обработанных вяжущими; из булыжного и колотого камня, а также из шебеночно-гравийных смесей оптимального гранулометрического состава.
Дорожное основание - см. Основание дорожной одежды.
Дорожное покрытие - см. Покрытие дорожное.
Дорожные плиты - плиты из монолитных материалов, применяемые для строительства сборных покрытий и оснований дорожных одежд. Наиболее распространены железобетонные и бетонные плиты, есть случаи применения асфальтобетонных плит, а также плит из синтетических материалов.
Дорожных одежд классификация - разделение дорожных одежд по типам исходя из их капитальности, характеризующей работоспособность дорожной одежды.
Дренирующий слой - конструктивный слой дорожной одежды, чаще всего из песка, предназначенный для впитывания и отвода воды, накапливающейся в верхней части земляного полотна, а также проникающей через вышележащие слои. Часть толщины слоя может быть заменена геотекстилем, также обладающим дренирующими свойствами.
Зернистые материалы слоев дорожной одежды - дорожно-строительные материалы, состоящие из отдельных зерен, не имеющих между собой сцепления (щебень, песок, гравий и др.).
Краевая полоса - часть обочины или разделительной полосы (на дорогах I категории), непосредственно примыкающая к проезжей части и имеющая конструкцию более прочную, чем на остальной части обочины. Заезд автомобильного транспорта на краевую полосу ограничен. С этой целью краевую полосу отделяют сплошной разметочной линией. Возможно устройство краевой полосы другого цвета, чем на основной проезжей части.
Кромка шва - линия, образуемая поверхностью бетонной плиты и вертикальной ее стенкой внутри шва.
Малосвязные материалы слоев дорожной одежды - материалы, частицы которых не имеют заметного сцепления между собой, а слои дорожной одежды, построенные из них, не обладают сопротивлением растяжению при изгибе (песчаный, гравийный, щебеночный материалы). Иногда эти материалы называют слабосвязными.
Морозозащитные слои - слои, устраиваемые из стабильных зернистых материалов, таких как песок, песчано-гравийная смесь, гравий, щебень, шлаки и др., а также из грунтов, укрепленных вяжущими, или гидрофобизированных грунтов, или из других непучинистых материалов, обеспечивающих морозоустойчивость дорожной конструкции.
Морозоустойчивость дорожной одежды - способность дорожной одежды ограничивать морозное пучение допустимыми пределами.
Мостовая брусчатая - дорожное покрытие капитального типа из штучных материалов - брусчатки, приближающейся по форме к параллелепипеду, сужающемуся книзу. Устраивают с перевязкой и заполнением швов.
Мостовая булыжная - дорожное основание или покрытие переходного типа из штучных материалов - булыжного камня или грубоколотой каменной шашки.
Мостовая клинкерная - дорожное покрытие, устраиваемое из клинкерных кирпичей, укладываемых на ребро.
Мостовая мозаиковая - дорожное покрытие капитального типа из штучных материалов - каменной или искусственной шашки, имеющей одноразмерные грани. Устраивают с перевязкой и заполнением швов.
Мостовая торцовая - дорожное покрытие, устраиваемое преимущественно на твердом основании из шестигранных или прямоугольных деревянных шашек с пропиткой их антисептиками и заливкой швов (в настоящее время практически не строят).
Несвязные материалы слоев дорожной одежды - материалы, частицы которых не имеют сцепления между собой. В дорожной практике часто объединяют с малосвязными или слабосвязными.
Обработка поверхностная - облегченное покрытие, устроенное путем одно - или двукратного розлива органического вяжущего по готовому основанию или покрытию и россыпи слоя прочного щебеночного материала после каждого розлива. Процесс устройства такого покрытия носит такое же название.
Основание асфальтобетонное пористое - нижний слой двухслойного покрытия, построенный из простой или высокопористой асфальтобетонной смеси без минерального порошка. Остаточная пористость асфальтобетона от 5 до 18 % объема.
Основание бетонное (цементобетонное) - конструктивный слой дорожной одежды или нижний слой двухслойного цементобетонного покрытия, построенный из уплотненной цементобетонной смеси, включая укатываемый бетон или другие низкомарочные бетоны.
Основание битумогрунтовое - конструктивный нижний слой дорожной одежды, построенный из смеси местных грунтов и органических вяжущих материалов с применением добавок.
Основание гравийное - конструктивный нижний слой дорожной одежды, построенный из гравия или подобранной гравийной оптимальной смеси, распределенной по грунтовому или песчаному основанию и уплотненной.
Основание дорожной одежды - несущая прочная часть дорожной одежды, обеспечивающая совместно с покрытием перераспределение и снижение давления на расположенные ниже дополнительные слои основания или грунт земляного полотна
Основание золошлаковое - конструктивный нижний слой дорожной одежды, устроенный из смеси грунта, гравийных и щебеночных материалов с золой уноса или золошлаком в качестве вяжущего, объединенного с добавкой малых доз цемента (извести).
Основание из укрепленных грунтов - конструктивный нижний слой дорожной одежды, устроенный из грунтов, обработанных органическими или неорганическими вяжущими.
Основание пакеляжное - конструктивный нижний слой дорожной одежды, устраиваемый из булыжного или колотого камня, который устанавливают на слое песка вертикально острием вверх, с выравниванием поверхности слоем щебня и уплотнением.
Основание песчаное - дополнительный слой, устраиваемый из песка ниже основания дорожной одежды или непосредственно под покрытием. Служит также дренирующим и выравнивающим слоем.
Основание цементогрунтовое - конструктивный нижний слой дорожной одежды, построенный из смеси местного грунта, обработанного цементом.
Основание шлакогрунтовое - конструктивный нижний слой дорожной одежды, построенный из смеси грунта с гранулированным шлаком в качестве вяжущего, иногда с добавкой цемента (извести).
Основание шлакощебеночное - конструктивный нижний слой дорожной одежды, устроенный из смеси гранулированного шлака со щебнем по способу щебеночного основания с уплотнением.
Основание щебеночное - конструктивный слой дорожной одежды из природного или искусственного щебня с заполнением пор более мелким щебнем, поливкой водой и уплотнением. Для устройства щебеночного основания возможно применение щебеночной смеси оптимального состава.
Паронепроницаемая прослойка - прослойка в дорожной одежде, практически не пропускающая пары воды, например полиэтиленовая пленка.
Переходные дорожные одежды - см. Дорожная одежда переходная.
Плита подшовная - бетонная балочка или плита, укладываемая под поперечными швами цементобетонного покрытия.
Плита проезжей части - часть цементобетонного покрытия, ограниченная продольными и поперечными швами.
Подушка песчаная - песчаный слой, предназначенный для укладки на него штучных каменных материалов или плит.
Покрытие дорожное - верхняя часть дорожной одежды, воспринимающая усилия от колес автомобилей и подвергающаяся непосредственному воздействию атмосферных факторов.
Покрытие дорожное асфальтобетонное - покрытие капитального типа, построенное из плотных асфальтобетонных смесей (горячих или холодных) и уплотненное
Покрытие дорожное бетонное - см. Покрытие дорожное цементобетонное.
Покрытие дорожное гравийное - покрытие переходного типа, построенное из гравийной смеси и уплотненное. Укладывают в один или два слоя по всему профилю земляного полотна (серповидный профиль) или только по ширине проезжей части.
Покрытие дорожное дегтебетонное - облегченное покрытие, построенное из дегтебетонных смесей и уплотненное.
Покрытие дорожное из асфальтобетона на модифицированном битуме - верхний слой дорожной одежды, устроенный из асфальтобетонной смеси, в которой битум модифицирован различными добавками, обычно повышающими его трещиностойкость.
Покрытие дорожное из дренирующего асфальтобетона - покрытие из специального высокопористого асфальтобетона, укладываемого на плотное асфальтобетонное основание, отводящее воду внутри своего слоя, что обеспечивает практически сухое состояние покрытия даже в период дождя и способствует высокому коэффициенту сцепления автомобильного колеса с покрытием.
Покрытие дорожное из литого асфальтобетона - высокоплотное капитальное дорожное покрытие, построенное из литой смеси с повышенным содержанием битума высокой вязкости. Отличается повышенной долговечностью.
Покрытие дорожное из песчаного асфальтобетона - капитальное дорожное покрытие, разновидность асфальтобетонного покрытия. Устраивают из асфальтобетонной смеси, не содержащей щебеночного материала.
Покрытие дорожное из щебнемастичного асфальтобетона - плотное покрытие из щебнемастичной асфальтобетонной смеси, содержащей повышенное количество мелкого щебня (до 10 мм иногда до 20 мм), повышенное количество битума (до 6...8 %), с введением целлюлозы, минерального порошка (8...12 %). При уплотнении не рекомендуется применение вибрационных катков.
Покрытие дорожное капитального типа - покрытие из цементобетона, асфальтобетона и мостовые из брусчатки и мозаики на каменном или бетонном основании.
Покрытие дорожное колейное - покрытие временного типа или специального назначения, устраиваемое из железобетонных плит или деревянного настила в виде двух узких раздельных полос, расстояние между осями которых соответствует ширине колеи колесного или гусеничного транспортного средства.
Покрытие дорожное монолитное - покрытие, устраиваемое из асфальтобетонных или цементобетонных смесей, формируемое (укладываемое и уплотняемое) специальными машинами на месте производства работ и образующее монолитную структуру.
Покрытие дорожное низшего типа - покрытие, устраиваемое преимущественно из малопрочных материалов или их смесей, улучшенных и укрепленных различными местными материалами, на дорогах местного значения, как правило, V категории.
Покрытие дорожное облегченное - усовершенствованное покрытие из щебеночных и гравийных материалов, обработанных органическими вяжущими (в том числе с различными добавками), асфальтобетона III марки.
Покрытие дорожное, обработанное битумом (черное) - облегченное покрытие, построенное из щебеночных и гравийных материалов, обработанных жидкими органическими вяжущими.
Покрытие дорожное переходного типа - покрытие, применяемое на автомобильных дорогах IV и V категорий или при стадийном строительстве и служащее в дальнейшем основанием для облегченных или капитальных покрытий. Устраивают из щебеночных, гравийных и шлаковых материалов, а также из грунтов, местных слабых каменных материалов, обработанных вяжущими.
Покрытие дорожное по способу пропитки (пропитка) - облегченное покрытие, устроенное из щебеночных материалов с пропиткой (или полупропиткой) конструктивных слоев органическими вяжущими с распределением более мелкого щебня и последующим уплотнением с целью расклинки более крупного щебня.
Покрытие дорожное по способу смешения (смешение на дороге) - облегченное покрытие, построенное из щебеночных, гравийных, шлаковых или других минеральных материалов, обработанных жидкими органическими вяжущими, путем смешения их в установке на месте работ или непосредственно на дороге.
Покрытие дорожное сборное - покрытие, состоящее из отдельных плит различной формы и размера, чаще всего железобетонных, изготовленных вне дороги и укладываемых на основание специальными укладчиками, передвижными кранами или вручную (при малых размерах плит).
Покрытие дорожное струнобетонное - армированное монолитное предварительно напряженное цементобетонное покрытие, устраиваемое путем укладки бетонной смеси после предварительного натяжения стальной арматуры (струн), закрепленных во временных опорах. После достижения бетоном 70...80 % проектной прочности струны отделяют от опор, и их напряжение сохраняется за счет сцепления струн с бетоном.
Покрытие дорожное твердое - покрытие на дорожном основании, устраиваемое из различных видов уплотненных дорожных смесей или каменных материалов (щебень, гравий, шлак), обработанных или не обработанных вяжущими, и обеспечивающее круглогодичный проезд автомобилей.
Покрытие дорожное цементобетонное - капитальное покрытие, монолитное, сооружаемое из цементобетонных (или полимербетонных) смесей, уплотняемых на месте работ, или сборное (сплошное или колейное) из индустриально заготовленных железобетонных плит. Различают монолитные покрытия - армированные и неармированные, непрерывно армированные, предварительно напряженные и самонапрягающиеся.
Покрытие дорожное цементобетонное армированное - монолитное цементобетонное покрытие, при строительстве которого в нем размещают арматуру (обычно стальную в виде сеток), улучшающую работу цементобетонной плиты на растяжение при изгибе.
Покрытие дорожное цементобетонное непрерывно армированное (бесшовное) - монолитное цементобетонное покрытие с повышенным содержанием арматуры, укладываемой непрерывно на большом протяжении, что позволяет избежать устройства деформационных швов.
Покрытие дорожное цементобетонное предварительно напряженное - монолитное дорожное покрытие, цементобетон которого в процессе строительства подвергнут предварительному сжатию для повышения сопротивления растягивающим напряжениям (при безарматурном напряжении бетона), или с предварительно напрягаемой арматурой (струны, пучки, стержни периодического профиля).
Покрытие дорожное шлакобетонное - цементобетонное монолитное дорожное покрытие, устроенное из бетонной смеси, в состав которой входит шлаковый щебень.
Покрытие дорожное щебеночное - покрытие переходного типа, построенное из необработанных дробленых каменных материалов с расклинкой мелким щебнем и уплотнением с поливкой водой. Возможно применение плотных щебеночных смесей оптимального состава без расклинки.
Прослойка противозаиливающая - слой, предотвращающий проникновение в смежные конструктивные слои мелких частиц грунта, вызывающих загрязнение (заиливание).
Слой выравнивающий дорожной конструкции - специальный слой, создаваемый в качестве переходного от существующей поверхности покрытия к новому покрытию. Устраивается для обеспечения ровности покрытия и стабильности новой поверхности. В зависимости от толщины слой может устраиваться из различных материалов, обработанных и не обработанных вяжущим, в том числе как самостоятельный слой, так и совместный с новым покрытием.
Слой износа - тонкий слой, устраиваемый на покрытии из материалов, обработанных битумом или синтетическим вяжущим, в том числе ЛЭМС (литыми эмульсионно-минеральными смесями), либо входящий в состав толщины покрытия, но не учитываемый в расчетной толщине слоя. Подлежит периодическому восстановлению в процессе эксплуатации.
Укрепительная полоса - то же, что Краевая полоса.
Ширина проезжей части - расстояние между внутренними границами краевых полос, а при их отсутствии (на дорогах IV, V категорий) - расстояние между внутренними границами обочин.
Ширина шва - расстояние между примыкающими плитами монолитного или сборного покрытия (чаще всего цементобетонного). Ширина шва зависит от его вида.
Шов деформационный - прорезь, разделяющая монолитное (чаще всего цементобетонное) покрытие или основание на плиты, а также зазор между плитами сборных покрытий, который обеспечивает возможность перемещений плит (удлинение или сокращение) при изменении температуры покрытия.
Шов коробления - шарнирный шов в цементобетонном покрытии со штыревым соединением, снижающий деформацию конструкции по высоте сечения.
Шов ложный - деформационный шов ограниченной глубины, устраиваемый в бетонном покрытии в местах наиболее вероятного появления трещин путем искусственного ослабления сечения плиты надрезом сверху на глубину не менее 1/3 толщины плиты. Впоследствии после разрыва бетона выполняет роль шва сжатия.
Шов поперечный - деформационный шов в цементобетонном покрытии или основании, нарезанный перпендикулярно к оси дороги и обеспечивающий возможность продольного деформирования цементобетонных плит.
Шов продольный - деформационный шов, нарезаемый в цементобетонном покрытии или основании по оси дороги или параллельно ей в зависимости от ширины проезжей части и способствующий снижению деформаций от растягивающих напряжений. При недостаточно прочном основании смежные плиты, разделенные швом, должны быть связаны стальными штырями.
Шов сжатия - поперечный шов, нарезанный на части толщины плиты, создающий ослабленное сечение, в котором при усадке цементобетона и понижении температуры происходит разрыв. Создает возможность продольного сжатия плиты. При недостаточно прочном основании смежные плиты в шве сжатия должны быть связаны штырями.
Штыри - стальные стержни, устанавливаемые в гильзы в швах бетонного покрытия, допускающие продольные перемещения бетонной плиты и предотвращающие при этом перемещение плиты в поперечном направлении и по высоте.