Автопилот для автогрейдера

Автопилот для автогрейдера

Владея суженным спектром данных о наличествующей дорожно-строительной технике дорожных организаций, подведомственных Департаменту «Белавтодор», и коммунальных предприятий всех шести облдорстроев страны, могу с уверенностью утверждать, что лишь в ДРСУ Минского облдорстроя числится 97 автогрейдеров и до 50 асфальтоукладчиков. Значит, в Беларуси такой техники на порядок больше. И вся она требует, как правило, по максимуму горючего, столь дефицитного и незаменимого по нашим едва ли не критическим временам. Сегодня как никогда государство взяло под особый контроль расходование горючего.

Может быть, не стоит об этом говорить, но уже давно технологии западноевропейских стран при строительстве дорог выглядят для нас пока полуфантастикой. Однако никто не станет спорить со статистикой, которая утверждает, что энергозатраты на единицу продукции у нас в три-четыре раза выше. А это значит, что ГСМ мы расходуем на ту же единицу продукции во столько же раз больше.

Не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы понять, что качественное выполнение работы на дороге, скажем, по созданию поперечного уклона при подготовке верхнего слоя дорожного полотна под асфальтоукладку за два прохода автогрейдером лучше, чем за 4-5 проходов. Это как минимум наполовину меньший расход горючего, взятого под особый контроль государственными структурами. Пройти грейдерование под проектные отметки за вдвое меньшее количество раз – это не только экономия горючего, но и экономия времени строительства, трудовых затрат, а впоследствии и асфальтобетонной смеси на укладке. И, в конце концов, экономия общих затрат на строительство.

Работать при управлении автогрейдерами и асфальтоукладчиками вручную – это уже более чем прошлый век. Беларусь стремится к качеству дорог, сопоставимому с западноевропейским. Более того, главные дороги страны строятся и реконструируются с привлечением зарубежных средств, кредитодатели которых хотят иметь гарантию их экономичных трат, что обеспечивает впоследствии их возврат.

Уже давно при проведении торгов на строительство предпочтение отдается тем организациям, которые используют передовые методы контроля за работой исполнительных органов автогрейдеров и асфальтоукладчиков. Более 10 лет белорусские ученые и предприниматели с переменным успехом внедряют на поставляемой дорожной технике аппаратуру слежения. Не все приживалось. К примеру, струна на асфальтоукладке практически мало где уже находит приверженцев. Предпринимались попытки внедрить аппаратуру лазерного принципа слежения, при котором должен быть задействован околоземный спутник, и так далее. Но в цепочке всегда находилось слабое звено, сводившее в конечном итоге на нет усилия новаторов. И все же наконец-то появилась в Беларуси система слежения, позволяющая в автоматическом режиме производить поперечное грейдерование дорожного покрытия, подготавливаемого под асфатольтобетон с точностью до 0,2 промилле. Причем, что наиболее важно, доступное в управлении механизатору с более-менее приличной профессиональной подготовкой.

Два небольших белорусских унитарных предприятия – «Баллада» и «Белгидросила» – создали уникальную и доступную для использования систему автоматического управления рабочим органом (САУРО), одинаково эффективно используемую как на автогрейдерах, так и на асфальтоукладчиках практически любых типов, в том числе и на зарубежных. Здесь как раз работает выражение: мал золотник, да дорог.

По сути, вся система, навешиваемая на автогрейдеры серий ГС и ДЗ, легко вмещается в обычном саквояже. В систему входит блок управления, или, как его называет директор УП «Баллада» Александр Островский, приборный щиток, а также гидроблок, разработанный при участии преподавателя высшей категории, специалиста гидравлики Людмилы Аксинович, ведущей в УО «Белдорстрой» курс по гидравлике. Кроме того, в систему включены специальный датчик и фильтр тонкой очистки масла.

Сам процесс представляет собой, если говорить образно, врезку в гидравлическую систему, питающую гидроцилиндры рабочего органа дорожной машины – ножа. В кабине машиниста в удобное для механизатора место устанавливается приборный щиток. В считанные минуты ставятся на раме автогрейдера на приваренные кронштейны датчик и фильтр. На все про все требуется час-полтора.

За это время механизатор проходит экспресс-курс знакомства с новшеством, при котором ему надо осилить лишь назначение десятка тумблеров, кнопок и сигнальных лампочек. Машинисту достаточно задать угол поперечного уклона, подтвердить его ввод, а дальше, что называется, дело техники. Остается только следить за исполнением продольного уклона.

Уже очень многие дорожно-строительные организации не только в Беларуси, но и за рубежом оценили систему, подготовленную «Балладой» и «Белгидросилой». Ею в республике оборудованы практически все автогрейдеры в организациях СМТ-8, много машин обрели систему САУРО в Гродненском ДСТ-6, Брестском ДСТ-4, больше всего в Могилевском ДСТ-3

На этот раз целью поездки руководителя «Баллады» Александра Островского, специалиста-гидравлика от «Белгидросилы» Павла Михайлова и автора этих строк была установка комплекта на автогрейдер Кричевского ДСУ-20, завершающего свои работы на строительстве участка дороги «Обход Беловежской пущи» на отрезке Свислочь–Волкоставец. Здесь на временной базе кричевских дорожников, в деревне Трухановичи, и был выполнен монтаж системы на автогрейдер ГС-14.01 на радость машинисту Николаю Скуматову, имеющему почти 25-летний стаж на различных грейдерах, управляемых вручную. В беседе высоко оценил возможности САУРО и присутствовавший на объекте главный инженер ДСУ-20 Денис Шатухо.

После первых двух проходов ножом по проходящей по соседству старой дороге показатели трехметровой рейки уложились в 0,2 промилле к заданному. Новое обретение ДСУ-20 как нельзя кстати сейчас, когда кричевские дорожники переезжают на другой, очень ответственный объект: дорогу М4 Минск–Могилев по территории Могилевской области.

По словам авторов системы, даже самые приблизительные подсчеты выгод от использования САУРО свидетельствуют, что затраты на приобретение автоматики окупятся уже за 2-3 месяца работы за счет (не грех и повториться) экономии горючего, рабочего времени, уменьшения непредусмотренных затрат асфальтобетонной смеси. И уж стоит ли говорить о том, насколько возрастет культура производства для механизатора…

Подписывайтесь и будьте в курсе последних новостей
Инстаграмм «Белгидросила Групп»
Это полезно знать каждому
Наши статьи
"Чаша Забвения" - это второй мистический детектив белорусского писателя Аксиновича Владислава, наполненный загадками и интригами, события которого развиваются стремительно и непредсказуемо.
Гипнолог Аксинович Владислав отзывы