Удержишь линию - получишь качество
Еще не так давно во многих организациях можно было видеть кроме автогрейдеров при строительстве дорожного полотна в качестве разравнивающего агрегата еще и бульдозеры. Умелый бульдозерист порой не уступал в работе автогрейдеристу, который почти вручную регулировал положение отвалов, полагаясь в основном на свой опыт, чутье и сноровку.
С повышением требований к автогрейдерам по ровности подготавливаемых покрытий появились требования по оборудованию каждого механизма следящей системой, способной работать в автоматическом режиме. Российские автогрейдеры, как правило, поступали в Беларусь без таковых. Вопросы пришлось решать отечественным специалистам.
Так, уже более 10 лет существует в Беларуси созданный в НТЦ «Баллада» ряд универсальных высокоинформационных устройств для контроля за состоянием узлов и агрегатов машины и управления технологическим процессом, которые доказали свою состоятельность. Но долгое время система эффективно работать не могла из-за отсутствия качественных гидроблоков – «посредников» между электронным прибором и гидравликой автогрейдера. Не спасали положения агрегаты подобного назначения: ни российские «Профиль-30», ни очень дорогостоящие германские изделия «МОВА».
Чуть более трех лет назад проблемой гидравлического блока заинтересовалась преподаватель высшей категории УО «Белдорстрой» Людмила Аксинович, считающаяся по праву, во всяком случае в разделе дорожной техники, лучшим в республике специалистом-гидравликом. Именно с ее помощью удалось «согласовать» работу управляющей электроники с гидравлической системой дорожной машины. При участии Людмилы Аксинович белорусское предприятие «Белгидросила» разработало соответствующую техническую документацию, по которой и изготавливается гидравлический блок.
Совместный труд «Баллады», «Белгидросилы» и представительницы УО «Белдорстрой» материализовался в системе автоматического управления рабочим органом (САУРО), которая сейчас эффективно используется, делая работу автогрейдеров более производительной и качественной. Эта же система может быть применена и на асфальтоукладчиках, выполняя полностью аналогичные функции германской автоматики «МОВА», являясь во много раз дешевле.
По словам Людмилы Аксинович, САУРО устанавливается на средние и тяжелые автогрейдеры типа ДЗ-143, ДЗ-180, ДЗ-98, ГС-14 и позволяет обеспечивать высокое качество работ при планировке верхнего дорожного полотна и слоев дорожной одежды, кюветов с заданными продольными уклонами, а также для точного разравнивания верха и балластных слоев железнодорожного полотна, требующих высокого качества, ровности и минимальных отклонений от заданных вертикальных отметок.
Использование системы на автогрейдерах дорожных управлений ДСТ-3, ДСУ-28, ДСУ-65 (ДСТ-6), ДСУ-22 (ДСТ-4) и
СМТ-8 себя оправдало. Она повышает технический уровень автогрейдера, позволяя успешно конкурировать при распределении объемов работ. Использование системы на машине сокращает количество рабочего времени на производство работ, позволяет экономить топливо и асфальтобетонную смесь, снижает психофизиологические нагрузки оператора, улучшает условия труда.
Для более эффективного использования системы автоматики на автогрейдерах в учреждении образования «Государственный учебный центр подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров «Белдорстрой» разработана программа по обучению автогрейдеристов и иных специалистов методам работы с системой на базовом полигоне в Фаниполе, что повышает эффективность системы и уровень специалистов.
УП «Баллада» и УП «Белгидросила» совместно производят монтаж САУРО на автогрейдере и ее отладку, а также сервисное обслуживание.
Создатели системы благодарят за содействие в разработке ОАО «ДСТ-3» (г.Могилев), лично генерального директора Григория Тимофеева и начальника отдела механизации Владимира Васильева, а также управляющего СМТ-8 Викентия Шабана, на автогрейдерах подразделений которого и в ДСУ-43, и в ДСУ-63 она успешно эксплуатируется, помогая добиваться высочайшей ровности подготавливаемых слоев.
Примечательно и то, что в случае выхода из строя какого-либо узла системы нет необходимости вызывать немецких специалистов за очень большие деньги, поскольку «Белгидросила» находится в Минске и ее сотрудники всегда оперативно помогут разобраться с проблемами. Возможна установка гидроблоков БГС и автоматики САУРО на асфальтоукладчики любых типов.
К слову, система уже нашла свое место на автогрейдерах в Смоленске, Нальчике, в украинских городах. В ближайшее время ею будет оборудован еще десяток автогрейдеров в организациях Департамента «Белавтодор».