Ровнее линия - выше качество
С повышением требований к автогрейдерам по ровности подготавливаемых покрытий появилась необходимость оборудования каждого механизма следящей системой, способной работать в автоматическом режиме. Российские автогрейдеры, как правило, поступали в Беларусь без таковых. Вопросы пришлось решать отечественным специалистам.
Так, уже более 10 лет существует в Беларуси созданный в УП «Баллада» ряд универсальных высокоинформационных устройств для контроля за состоянием узлов и агрегатов машины и управления технологическим процессом, которые доказали свою состоятельность. Но долгое время система эффективно работать не могла из-за отсутствия качественных гидроблоков–«посредников» между электронным прибором и гидравликой автогрейдера. Не спасали положения агрегаты подобного назначения: ни российские «Профиль-30», ни очень дорогостоящие германские изделия МОВА.
Чуть более трех лет назад проблемой гидравлического блока заинтересовалась преподаватель высшей категории УО «Белдорстрой» Людмила Аксинович, считающаяся по праву, во всяком случае в разделе дорожной техники, лучшим в республике специалистом-гидравликом. Именно с ее помощью удалось «согласовать» работу управляющей электроники с гидравлической системой дорожной машины. При участии Людмилы Аксинович белорусское предприятие «Белгидросила» разработало соответствующую техническую документацию, по которой и изготавливается гидравлический блок.
Совместный труд «Баллады», «Белгидросилы» и представительницы УО «Белдорстрой» материализовался в системе автоматического управления рабочим органом (САУРО), которая сейчас эффективно используется, делая работу автогрейдеров более производительной и качественной. Эта же система может быть применена и на асфальтоукладчиках, выполняя полностью аналогичные функции германской автоматики МОВА, но при этом являясь во много раз дешевле.
САУРО устанавливается на средние и тяжелые автогрейдеры типа ДЗ-143, ДЗ-180, ДЗ-98, ГС-14, ГС-18 и позволяет обеспечивать высокое качество работ при планировке верхнего дорожного полотна и слоев дорожной одежды, кюветов с заданными продольными уклонами, а также для точного разравнивания верха и балластных слоев железнодорожного полотна, требующих высокого качества, ровности и минимальных отклонений от заданных вертикальных отметок.
Использование системы на автогрейдерах дорожных управлений ДСТ-3, ДСУ-28, ДСУ-65 ДСТ-6, ДСУ-22 ДСТ-4 и СМТ-8 себя оправдало. Она повышает технический уровень автогрейдера, позволяя успешно конкурировать при распределении объемов работ. Использование системы на машине сокращает количество рабочего времени на производство работ, позволяет экономить топливо и асфальтобетонную смесь, снижает психофизиологические нагрузки оператора, улучшает условия труда.
Для более эффективного использования системы автоматики на автогрейдерах в учреждении образования «Государственный учебный центр подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров «Белдорстрой» разработана программа по обучению автогрейдеристов и иных специалистов методам работы с системой на базовом полигоне в Фаниполе, что повышает эффективность системы и уровень специалистов.
УП «Баллада» и УП «Белгидросила» совместно производят монтаж САУРО на автогрейдере и ее отладку, а также сервисное обслуживание.
В случае выхода из строя какого-либо узла системы нет необходимости вызывать немецких специалистов, поскольку «Белгидросила» находится в Минске, и ее сотрудники всегда оперативно помогут разобраться с проблемами. Возможна установка гидроблоков БГС и автоматики САУРО на асфальтоукладчики любых типов. Система САУРО ставится не только на отечественные, но и на зарубежные автогрейдеры и асфальтоукладчики всех типов.
К слову, система уже нашла свое место на автогрейдерах в Смоленске, Нальчике, в украинских городах.
В настоящее время УП «Баллада» ведет работы по созданию модификации САУРО, позволяющей производить контроль толщины дорожного покрытия ультразвуковым датчиком.